В последнее время приобретает угрожающие масштабы количество новых автомобилей с иностранными номерными знаками, которые находятся в Украине. Так называемые «не растаможенные авто» уверенно вышли за пределы пограничных областей, таких, как Закарпатская или Львовская, и достигли столицы и небольших городов в центре страны. Фактическими владельцами литовских, польских, чешских, венгерских и словацких транспортных средств являются украинцы, которые не оплатили ни таможенные пошлины, ни другие внутренние налоги, предусмотренные действующим законодательством Украины.
Обращаем особое внимание, что потери несет не только отечественный бизнес, который официально работает на территории страны, но и государство, которое несет и вовсе тройные потери.
Во-первых, это потери бюджетов всех уровней от недополучения таможенных пошлин, акцизного налога и налога на добавленную стоимость, которые государство должно получить от ввоза и продажи транспортных средств. Не платят недобросовестные покупатели транспортных средств с иностранной регистрацией и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при приобретении права собственности на легковые автомобили, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с обычными покупателями - гражданами Украины.
Во-вторых, бюджеты всех уровней несут потери от недополучения налогов от реального бизнеса - заводов автопроизводителей и официальных дилеров транспортных средств, которые не могут конкурировать в таких условиях и вынуждены сворачивать свои производства и сокращать работников. А потеря одного рабочего места в автомобилестроительной отрасли приводит к потере 6 рабочих мест в смежных отраслях.
В-третьих, государство несет дополнительные расходы на содержание безработных граждан, количество которых уже также достигло критического объема - почти 10% по всей стране.
Учитывая тяжелое состояние автомобильного рынка, неудивительно, что отечественные автопроизводители и официальные дилеры достаточно чувствительно относятся к вопросам, связанным с фактами системных преступлений в сфере неуплаты налогов за покупку новых автомобилей, и фактической недобросовестной конкуренцией, что ставит на грань выживания и отечественные заводы-автопроизводители, и официальных дилеров.
Инструментами для решения этой проблемы является действующее законодательство Украины - Таможенный кодекс Украины (ст. 380, 381), Кодекс Украины об административных правонарушениях (часть 6 статьи 121), постановление Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 № 1388 «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов» и Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» (ЕВРО 5).
Кроме того, Украина 24 марта 2004 года ратифицировала Конвенцию о временном ввозе (так называемая Стамбульская конвенция). В соответствии со статьей 2 приложения Конвенции о временном ввозе режим временного ввоза транспортные средства коммерческого или частного использования. Па ст.1 Конвенции определяет понятие «временного ввоза», которое состоит в ввозе с определенной целью и предназначается для дальнейшего вывоза в установленный срок. Кроме того, в п.1 ст. 7 Конвенции указаны товары, в т.ч. транспортные средства, на временный ввоз которых было предоставлено разрешение, должны быть вывезены в срок, достаточный для достижения цели временного ввоза. Поэтому исходя из положений международного соглашения, под действие Конвенции подпадают только те транспортные средства, которые ввозят на территорию Украины временно для достижения определенной цели. На практике же в Украине насчитывается 400-450 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, которые были ввезены на таможенную территорию Украины для постоянного удовлетворения личных нужд без взимания каких-либо таможенных платежей Украины и других сборов, прямо противоречит сути Конвенции о временном ввозе.
Поэтому, несмотря на угрожающую ситуацию, сложившуюся вокруг транспортных средств с иностранной регистрацией, учитывая необходимость соблюдения Украиной международных обязательств в сфере транзита транспортных средств и с целью детенизации «серого автомобильного рынка», содействие поступлений в государственный бюджет, считаем необходимым принять немедленные меры активизировав совместную работу Министерства внутренних дел Украины и Государственной фискальной службы Украины, как по выявлению подобных фактов, так и по их предупреждению в будущем.
Расчет неуплаченных платежей в бюджет от ввоза автомобилей на иностранной регистрации без дальнейшей перерегистрации в Украине
Условия: экспертная оценка количества ввозимых авто - 250 тыс легковых автомобилей
Средняя стоимость авто: 15000 Евро
Средний возраст: до 5 лет включительно
Объем двигателя: 2 литра, бензин
Результат расчета неуплаченных таможенных платежей
Платежи | Обычная ставка | Льготная ставка* |
Ввозная пошлина, EURO | 1 500 | 1 500 |
Акциз, EURO | 3 286 | 534 |
НДС, EURO | 3 957 | 3 407 |
Стоимость сертификации авто, EURO | 100 | 100 |
Таможенное оформление, EURO | 15 | 15 |
Таможенные платежи ВСЕГО, EURO | 8 858 | 5 556 |
Таможенные платежы ВСЕГО, UAH | 256 888 | 161 118 |
Пенсионный фонд 3%, UAH | 20 757 | 17 884 |
Налоги ВСЕГО на 1 авто, UAH | 277 644 | 179 002 |
Неуплаченные налоги, млн. UAH | 69 411 | 44 750
|
* Для авто по закону «Об стимулирования рынка б/у автомобилей» в количестве 1 авто в год