8 апреля 2015 года представители Федерации работодателей автомобильной отрасли приняли участие в круглом столе, который был организован Федерацией работодателей Украины при поддержке Международной организации труда.
В обсуждении права на забастовку и локаут приняли участие представители Федерации - Мирошниченко А., заместитель председателя Совета Федерации, Колышко Р., директор департамента развития трудового потенциала и корпоративной социальной ответственности, Глоба Д., представитель Федерации металлургов Украины. Международную организацию труда представляли Кристиан Хесс, Драган Радич, а также Матиас Торн, советник Международной организации работодателей, и другие члены Федерации работодателей Украины.
Прежде всего, на круглом столе был представлен общий обзор законодательства Украины относительно забастовок и проанализированы основные законодательные запреты реализации данного права. В ходе дискуссии Д. Глоба, спикер данному вопросу, ознакомил присутствующих с интересным судебным прецедентом Европейского суда по правам человека по делу В. Тимошенко против Украины относительно запрета проведения забастовки.
Не менее интересной показалась дискуссия о новой модели решения трудовых споров в Украине, представленной представителем ФРУ, Р. Колышко.
Докладчик обозначил основные черты новой модели, заключаются в следующем:
Достаточно интересной для участников круглого стола показалась идея по классификации трудовых споров. Кроме привычного вида споров о правах, предлагается также выделить споры об интересах.
Спор об интересах - цеспир, якийвиникаепид время переговоривщодо заключения нового или внесение изменений в действующую коллективного соглашения любого уровня, когда между сторонами недосягнутозгодистосовнопевнихзобовьязань (положений). Спор об интересах порождается не существующими правами, а интересомодниеиизсторинстворититаке право путем включения его в коллективного договора и несогласием другой стороны.
Кристиан Хесс, представитель Международной организации труда ознакомил участников круглого стола со стандартами работы этой организации, а также поделился позицией МОТ о праве на забастовку. Отдельно был рассмотрен вопрос права на забастовку в секторе транспорта на примере нескольких стран мира.
Одной из самых интересных дискуссий круглого стола шла вокруг презентации Драгана Радича «Забастовки и локауты в европейском регионе - обзор».
В начале презентации докладчик ознакомил присутствующих с термином «локаут».
Локаут - это полное или частичное временное закрытие предприятий, вводят один или несколько работодателей.
Локауты бывают следующих типов:
Институт локаута в разных странах мира по-разному урегулирован на законодательном уровне.
Так, например, Литва, Греция, Португалия и Словения запрещают проведение локаутов, тогда как Австрия, Бельгия, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Исландия, Германия, Голландия, Румыния, Швеция и Великобритания позволяют работодателям применять подобное мероприятие.
Однако, даже в странах, где локаут разрешен, типы процедуры и другие условия организации и проведения локаута разъем. Достаточно ярким примером законодательного многообразие урегулирования института локаута является урегулирование долга работодателя осуществлять выплаты своим сотрудникам. Так, в Германии и Эстонии при локауте работники не получают заработной платы. В Австрии, Италии, Голландии и Великобритании работодатели обязаны выплачивать полный оклад не допущено к работе работникам в результате объявленного локаута. В Чехии организаторы локаута обязаны выплачивать 50% оклада сотрудникам и 100% социальных отчислений в бюджет.
Подытоживая данную дискуссию, участники пришли к выводу, что локауты как инструмент разрешения спора достаточно редко используются работодателями на практике, даже в тех странах, где это разрешено.
Со всеми упомянутыми презентациями Вы можете ознакомиться по ссылкам ниже.