Электромобильные аккумуляторы: рецепт успеха по-европейски
Электромобильные аккумуляторы: рецепт успеха по-европейски

Сейчас ЕС оказался на обочине мирового производства электромобильных аккумуляторов. Однако уже через три года Европа планирует стать вторым по величине производителем литий-ионных батарей.

В условиях быстрого развития технологий крайне важно своевременно реагировать на вызовы и адаптировать стратегии развития. Что и сделала Европейская комиссия, которая представила обновленную промышленную стратегию ЕС. Подробнее о ней читайте здесь.

Но что немаловажно - Еврокомиссия также сделала ревизию слабых сторон промышленности и разработала план, как это исправить.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ЕС - ПРОИЗВОДСТВО ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Литий-ионные батареи являются ключевым элементом для экологической и цифровой трансформации и реализации цели достичь климатической нейтральности до 205 года. И именно они стали стратегической уязвимостью ЕС.

Проблема в том, что в 2018 году только 3% производства литий-ионных аккумуляторов была осуществлена ​​в ЕС, тогда как производственные мощности Китая составили около 66%, а Южной Кореи вместе с Японией и другими азиатскими странами - около 20%.

Между тем, рынок аккумуляторных технологий неуклонно растет. Этому значительно способствует быстрое снижение стоимости батарей за последние годы - более чем 1100 долларов США / кВт-ч (киловатт-час) в 2010 году до 156 долларов США / кВт-час в 2019 году.

Плотность энергии литий-ионных батарей также значительно увеличилась за последние годы (более чем на 300% сравнительно с 1991 годом). Кроме того, технологии не стоят на месте, и активно продолжаются разработки нового поколения литий-ионных аккумуляторов, которые позволят заряжать электромобиль всего за несколько минут и ездить на одном заряде более 1000 км.

Поэтому нет сомнений, что собственное производство аккумуляторов, так же как и добыча сырья, являются критически важными направлениями развития. Сейчас ЕС производит лишь 1% всего аккумуляторного сырья, и эти объемы не могут удовлетворить европейский спрос на литий-ионные аккумуляторы. Для покрытия потребностей секторов мобильности необходимо в несколько раз (и даже десятков раз) увеличить добычу соответствующего сырья:

  • в 7-18 раз больше лития и в 2-5 раз больше кобальта в 2030 году;
  • почти в 16-57 раз больше лития и в 3-15 раз больше кобальта в 2050 году.

Поэтому признавая необходимость и неотложность для ЕС разработки цепочки стоимости аккумуляторов, Комиссия учредила Европейский аккумуляторный альянс (2017) и приняла Стратегический план действий для аккумуляторов (2018).

Обе инициативы ускорили привлечения крупных инвестиций по всей цепочке создания стоимости аккумуляторов и уже дали значительные результаты. Сумма инвестиций в цепочке создания стоимости электрической мобильности в Европе только в 2019 году достигла € 60 млрд. И это в 3,5 раза больше, чем в Китае.

Амбиции Европейской Комиссии и Европейского аккумуляторного альянса состоят в том, чтобы к 2025 году в Европе было 15 гигафабрик, которые будут производить достаточное количество аккумуляторных элементов для 6 млн электромобилей (около 360 ГВт-ч).

Поэтому хотя до сих пор в производстве электромобильных батарей преобладают компании в Восточной Азии (в частности китайские), Европа может стать вторым по величине производителем литий-ионных аккумуляторов уже к 2024 году, заняв 14,7% мировых производственных мощностей.

5 ШАГОВ К ЛИДЕРСТВУ

Еврокомиссия определила 5 приоритетных мероприятий, которые помогут обеспечить лидирующие позиции в производстве литий-ионных аккумуляторов.

Принятие новой законодательной базы. В декабря 2020 года Еврокомиссия предложила новый регламент о батареи и аккумуляторы. Поэтому, батареи должны быть высокоэффективными и экологически безопасными в течение всего их жизненного цикла. Это предложение предусматривает введение целого ряда требований для аккумуляторов, которые выходят на рынок ЕС. Сейчас документ обсуждается с Европейским парламентом и Советом, и может вступить в силу уже в 2022 году.

Реализация важных проектов общеевропейских интересов (IPCEI). Этот инструмент государственной помощи оказался ключевым для привлечения значительных инвестиций частного сектора в цепочку создания добавленной стоимости для аккумуляторов.

В декабря 2019 года Еврокомиссия позволила государственную помощь на первый проект IPCEI, объединивший усилия 17 компаний в 7 государствах-членах. Цель проекта - разработка инновационных и экологически безопасных технологий для литий-ионных аккумуляторов. Для реализации проекта позволили выделить до 3,2 млрд евро государственной помощи, и, как ожидается, это приведет к дополнительным 5 млрд евро инвестиций частного сектора.

Второй проект IPCEI для поддержки исследований и инноваций для аккумуляторов привлек 42 непосредственных участника в 12 государствах-членах. Еврокомиссия разрешила предоставить государственную помощь в объеме до € 2,9 млрд, еще € 9 млрд евро предполагается в инвестициях частного сектора.

Усиление цепочек добавленной стоимости критически важного сырья. В сентябре 2020 Еврокомиссия запустила План действий, чтобы увеличить собственные мощности по поставке критически важного сырья. В частности, был создан Европейский альянс критического сырья, который должен устранить пробелы и уязвимости в существующих цепочках поставок. Это направление будет главным приоритетом в ближайшие годы и будет иметь важное значение для энергетического сектора ЕС.

Финансирование исследований в рамках программы Horizon Europe. По программе Horizon Europe все исследования будут проводиться с помощью партнерской программы Batt4Eu, которое получит до € 925 млн. финансирования.

Обеспечение сектора квалифицированной рабочей силой. ЕС определяет проблему переквалификации кадров как одну из приоритетных и вводит ряд инициатив для преодоления этой проблемы. Так, например, проект Erasmus + ALBATTS с бюджетом € 4 млрд обнаруживает дефицитные профессиональные навыки и разрабатывает план обучения в секторе аккумуляторов и электромобильности. Похожий по своей направленности проект Erasmus + DRIVES рассматривает потребности в навыках для автомобильного сектора в целом.

Таким образом, обновленная промышленная стратегия дает возможность понять, куда сейчас движется Европа. Кроме того, недавно Федерация автопрома Украины присоединилась к вебинару от Европейского аккумуляторного альянса, где были представлены направления исследований аккумуляторов до 2030 года. В частности, в Европе активно проводят исследования, которые позволят увеличить срок службы аккумуляторов и улучшить функциональные возможности. Кроме того, сейчас перед Европой стоят вызовы в создании новых энергосберегающих аккумуляторных батарей, которые будут безопасными для окружающей среды. При этом Европейский аккумуляторный альянс абсолютно убежден, что разработка усовершенствованных и надежных аккумуляторных батарей возникает необходимым условием перехода к чистой энергии и чистой мобильности.

А ГДЕ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ УКРАИНА?

Украине есть что предложить Европе в контексте взятых стратегических ориентиров. Например, Украина имеет едва ли не крупнейшие в Европе запасы критически важного сырья - лития. Кроме того, у нас есть мощный производственный потенциал для поставок аккумуляторов на рынок Европы. Впрочем, без соответствующей регуляторной базы это может стать лишь еще одной упущенной возможностью.

Хорошая новость в том, что Украина активно декларирует свою готовность к переходу на зеленые технологии. Главное - подкреплять слова действиями и идти уверенно по намеченному пути, который будет способствовать экономическому и технологическому развитию нашей страны.

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №81 (28.07.2021) Транспорт и экология: давайте жить дружно
REVIEW №81 (28.07.2021)

Транспорт и экология: давайте жить дружно

Смотреть далее