Только за последние годы в развитие современных решений в автопроме привлечено более EUR 10 млрд государственной поддержки. И судя по обновленной промышленной стратегии ЕС - это только начало.
Поддержка автомобильной отрасли в Европе имеет стратегически важное значение для развития всей экономики. Это и неудивительно, ведь экосистема «Мобильность-транспорт-автопром» создает 7,5% от добавленной стоимости ЕС (€ 906 млрд) и предоставляет рабочие места для 14,6 млн человек.
И именно сейчас взвешенная стратегия развития и поддержка особенно необходимы, ведь отрасль переживает не лучшие времена. В прошлом году в результате кризиса COVID-19 продажи легковых автомобилей подверглись беспрецедентному снижению на 23,7%, было закрыто несколько заводов и потеряны тысячи рабочих мест.
Чтобы преодолеть созданные вызовы и сохранить лидерские позиции, Европейская комиссия представила обновленную промышленную стратегию ЕС. Поэтому как Европа будет развивать автомобильную промышленность в ближайшее время?
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ: БОЛЬШЕ EUR 10 МЛРД НА ПОДДЕРЖКУ ОТРАСЛИ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ
Достижения большого успеха требует также и больших средств. ЕС это понимает, а потому развернул целый ряд финансовых инструментов и бюджетных программ.
Так, например, масштабная инвестиционная программа InvestEU финансирует проекты в различных сферах:
Еще один ключевой инструмент государственной помощи в рамках стратегии - Важные проекты совместного европейского интереса (Important Projects of Common European Interest, IPCEI). Это инновационные исследовательские проекты, которые нередко связаны со значительными рисками и требуют совместных усилий и инвестиций со стороны органов государственной власти и промышленности государств-членов.
В ЕС уже одобрен запуск двух таких проектов для привлечения инвестиций в цепочку создания добавленной стоимости для аккумуляторов. Объявленная государственная помощь - более EUR 6 млрд, и, как ожидается, это приведет к дополнительным EUR 14 млрд инвестиций частного сектора.
Большое внимание ЕС уделяет развитию инфраструктуры для экологического транспорта. В частности, заявленная амбициозная цель Фонда восстановления и устойчивости (RRF) - построить до 2025 года миллион зарядных станций и 500 водородных станций.
Важными источниками поступлений также программы Horizon Europe и Digital Europe Programme, стимулирующие инновации ( «зеленые» и цифровые технологии, автономное вождение, развитие мобильности и т.д.).
ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ АВТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В целом Еврокомиссия выделила три стратегических направления, которые определяют развитие экосистемы «Транспорт-мобильность-автопром».
Обновленная правовая база. В стратегии определены приоритетные законодательные инициативы для развития экосистемы. Это, в частности, регулирование по Евро 7, стандартов CO2, интермодальных перевозок, аккумуляторов и т.
«Зеленая» мобильность. Необходимость быстрого перехода на автономный, подключенный и электрический транспорт - это вызов для всех автопроизводителей. И каждому, кто хочет занять лидирующие позиции в этом процессе, придется потратить до € 50 млрд.
А поскольку проблемы проще решать совместными усилиями, большую роль будут играть технологические альянсы. Например, Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance) уже привлек больше, чем € 20 млрд частных и государственных инвестиций. Ожидается, что к 2025 г.. в ЕС производство аккумуляторных элементов достигнет 200-300 ГВт-ч в год. Это позволит производить от 4 до 6 млн электромобилей.
Развитие технологий автономного вождения. Европейский Союз уже создал законодательную базу по утверждению автономных транспортных средств (Общее положение о безопасности). Подробнее о регулировании автономного транспорта в разных странах мы писали здесь.
При этом решение проблем с обменом данных и стимулирования цифровых технологий имеет решающее значение. Ведь уже скоро транспортное средство сможет генерировать до 4000 гигабайт данных в день. Другими словами - каждый автономный автомобиль будет создавать примерно столько же данных, сколько 3000 человек.
Все эти три направления стали вызовом для самых автопроизводителей, которым приходится трансформировать весь свой производственный процесс. И это касается также квалификации персонала.
Настоятельная необходимость переподготовки кадров обусловила создание автомобильного партнерства в рамках разработки Пакта о профессиональных навыках (Pact for Skills). Цель инициативы - повышать квалификацию 5% всех работников отрасли ежегодно, а это около 700 тыс. человек. Масштабная программа переобучения миллионов занятых в автомобильной отрасли лиц будет стоить около € 7 млрд в год.
Таким образом, восстановление и дальнейшее развитие экосистемы «Транспорт-мобильность-автопром» в значительной степени будет зависеть от переквалификации рабочей силы и инвестиций в новые технологии и соответствующую инфраструктуру.
А ЧТО В ИТОГЕ?
Обновленная промышленная стратегия ЕС наглядно демонстрирует, что кризис может не только вызвать новые вызовы и препятствия, но и стимулировать новые направления развития. В частности, экосистема транспорта, мобильности и автопрома уже имеет указанные три пути развития, которые с разных сторон усиливают потенциал Европы. И рецепт достижения успеха прост - государственная поддержка и инновации.