Открытое обращение ФРА к Правительству и общественности
Открытое обращение ФРА к Правительству и общественности

Вчера, 27 марта 2014 года, Правительством был инициировано, а Верховной Радой - принято решение о повышении акцизов на автомобили, кузова и отмену утилизационного сбора, постоянно звучит информация по уменьшению специальных пошлин.

Федерация работодателей автомобильной отрасли не может остаться в стороне подобных комментариев участников процесса и решений новой власти. Это обращение представляет собой попытку, безотносительно к озвученным упрекам в адрес автопроизводителей, разобраться в сложившейся ситуации, отбросить лишние эмоции и перейти от постоянно распространяемого СМИ популизма к конструктивной оценки текущих реалий.

Введении специальных пошлин на автомобили было попыткой защиты внутреннего производства. Падение его объемов в 2009-2013 годах было обусловлено совокупным действием двух факторов - увеличением импорта после снижения ввозной пошлины с 25% до 10 % и падением спроса вследствие финансового кризиса. При этом доля продукции отечественных производителей на украинском авторынке составляла 60 % и 40 % уходило на импорт. По результатам 2013 года, отечественная продукция занимала только 26 % , а импорт - 74%. Теперь речь идет не только об автомобилях. Сохранение и создание рабочих мест - главное для любой страны. Что происходило с рабочими местами в автопороме? Количество работников автопрома Украины сократилось с 36,3 тыс. человек (2008) до 19,4 тыс. (сейчас). То есть около 17 тыс. работников потеряли свои рабочие места за 5 лет. А вместе с ними снизились доходы их семей, что привело к снижению платежеспособного спроса в стране не только на автомобили, но и на остальные товары и услуги.

Прошло меньше года с момента введения специальных защитных мер, изменилось многое. Предприятия-производители начали работать в совершенно новых условиях промышленного производства и обязались не только создавать/модернизировать производственные мощности, но и повышать уровень локализации продукции до 50 % в течение следующих лет. Предприятия на собственные средства создали сети по утилизации транспортных средств, при отсутствии системного государственного подхода и разработки системы стимулирования сдачи авто на утилизаци , так и не были загружены.

Несмотря на сложную ситуацию на автомобильном рынке, Правительство продолжает дестабилизировать крайне напряженную ситуацию изменениями Налогового кодекса и заявлениями в СМИ, что приводит к падению продаж как произведенных в Украине, так и импортных автомобилей.

В 2008-2009 годах все страны принимали быстрые и максимально эффективные меры по поддержке собственного автомобилестроения. Нет, они не лоббировали интересы собственных производителей, они действовали быстро и взвешенно с более дальновидной и стратегической целью, как и надлежит правительству - сохраняли важное, рабочие места!

Цель нашего правительства в свете последних решений, скорее всего, носит прямо противоположный характер, либо отсутствует вообще, если, конечно, не учитывать крайне оживленные мероприятия по наполнению бюджета любой ценой.

Относительно цен приведем последние официально озвученным СМИ инициативы Правительства и последствия, которые могут привести к вводу данных инициатив:

  1. Отмена специальной пошлины на автомобили. Исключительно популистское решение. По аналогии прошлых лет (в 2008 году пошлина снизилась с 25 до 10 %) снижение пошлин не приведет к снижению цен для конечного потребителя, единственное к чему оно приведет - это к росту доходов импортеров, увеличению и до этого высокой доли импортных авто, диспропорций торгового баланса, в отрицательном сальдо которого импорт авто занимает третье почетное место, и к сокращению количества рабочих мест в отрасли. Потенциально рабочие места могут потерять около 17 тысяч работников отрасли без учета смежных отраслей.
  2. Отмена утилизационного сбора. Не приведет к уменьшению стоимости авто для конечного потребителя, но шанс на создание системы утилизации, который хоть и довольно неуклюже, но был основан в прошлом году будет потерян, а инвестиции в сеть утилизации, которые были осуществлены предприятиями и возможность развития рынка переработки сырья будет сведено к нулю. Украина и в дальнейшем будет уверенно и систематически превращаться в мировую свалку старых авто, взамен внедрять европейские экологические стандарты.
  3. Повышение вдвое акциза на готовые автомобили. Ударит как по производителям, так и по импортерам одинаково, но также ударит по потребителю и негативно повлияет на возможность покупки потребителем нового автомобиля, из-за повышения его цены, следовательно, приведет к еще более стремительному падению продаж на рынке. Следует также отметить, что ввозная пошлина на новые легковые автомобили с двигателями от 1000 до 2200 см3 составляет 10 % , а ввозная пошлина на новые легковые автомобили с двигателем более 3000 см3 - 5 %, следовательно, возникает диспропорция в налоговой нагрузке, что может были нивелировано за счет повышения акцизов на более вместительные по объему двигателя автомобили, которые де-факто являются предметом роскоши. Зато предложенное Правительством двукратное повышение акцизов на все автомобили еще более углубляет эту диспропорцию и приводит к нелогичному росту налоговой нагрузки на бюджетные авто с параллельным по сравнению с более низкой нагрузкой на дорогие автомобили представительского класса, априори характеризуются значительно меньшей ценовой эластичностью спроса.
  4. Повышение вдвое акциза на кузова для промышленной сборки. Помимо общего инвестиционного климата, который формируется на основе не только политики поддержания определенной области, но и, в первую очередь, стабильности и гарантии неизменности регуляторной среды, эти изменения могут негативно повлиять на уже существующие заявленные проекты совместного производства автомобилей на украинских заводах. Большинство из них рассчитывались на предпосылках текущего уровня акциза на кузова. В том числе решения принимались с учетом потенциальные выгоды локализации производства по сравнению с импортом. Стоит отметить, что в 2013 году четырьмя предприятиям отрасли были заключены программы создания и/или модернизации производственных мощностей и рабочих мест с Министерством промышленной политики Украины. Эти программы предусматривают переход к полномасштабному производству и уровня локализации продукции более 50 %, эти обязательства начали выполняться предприятиями в прошлом году и требуют значительных инвестиций. Следовательно, изменение экономических составляющих сделает невозможным и сделает невыгодным выполнения условий программ и приведет переход на импорт и закрытия производственных мощностей. Этот негативный сигнал непоследовательности и нестабильности украинского законодательства для иностранного инвестора (мировых автопроизводителей) станет окончательной точкой в развитии и существовании автомобильной отрасли нашей страны .

В завершение следует отметить, что Федерация работодателей автопрома крайне обеспокоена подходами нового правительства к политике национальных приоритетов, а точнее, ее отсутствием, несистемными заявлениями и действиями, которые вызывают негативные тенденции на рынке, единичными несвязанными между собой решениями, не несут собой никакой конструктивной цели, кроме популистских заявлений и наполнения государственного бюджета за счет рядовых граждан и предприятий реального сектора экономики.

Принятие изменений в Налоговый кодекс, решений об отмене, отмена, снижение или повышение пошлин и налогов принимается за закрытой перед бизнесом и общественностью дверью, без надлежащих консультаций и обсуждений. Власть еще больше отдаляется от бизнеса и общества, провоцирует социальные волнения и возмущения бизнеса и общественности, сводит на нет кредит предоставленной ей обществом доверия.

Федерация работодателей автомобильной отрасли Украины призывает представителей Правительства принимать взвешенные решения, основываться не на минутном желании наполнения бюджета или предвыборных обещаниях, а на системной программе развития отраслей экономики страны , обязательно скоординированной бизнес-сообществом.

Источник: Пресс-служба Федерации
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее