Позиция ФАУ по Соглашению о свободной торговле с Турцией
Позиция ФАУ по Соглашению о свободной торговле с Турцией

Федерация работодателей автомобильной отрасли выражает позицию относительно перезагрузки переговорного процесса по заключению Соглашения о зоне свободной торговли с Турцией и возможной либерализации ввоза в Украину транспортных средств произведенных в этой стране.

На сегодняшний день автомобильная промышленность Турции находится в стадии расцвета и занимает лидирующие позиции в общем экспортном рынке страны.

И хотя из-за пандемии коронавируса, производители транспортных средств Турции были вынуждены остановить производство, но высокая конкурентоспособность их продукции позволила быстро восстановить темпы роста и объемы продаж.

Так по данным Ассамблеи экспортеров Турции (TIM), автомобильная промышленность в 2020 году составила 15% от общего объема экспорта в стране и стала лидером по экспорту уже 15-й год подряд. Крупнейшие импортеры - страны ЕС.

На территории Турецкой Республики расположены и работают 13 автомобильных заводов таких всемирно известных брендов как Нonda, Hyundai, Fiat, Ford, Isuzu, Renault, Toyota, производящих все виды автотранспортных средств, большинство моделей из которых по своем рыночным позиционированием являются прямыми конкурентами продукции украинских предприятий , а их дистрибуция включена в глобальные дистрибьюторские сети транснациональных автомобильных компаний.

Дефицит торгового баланса в части торговли автотранспортными средствами между Украиной и Турцией за последние шесть лет составляет более 440 млн. долл. США. Поставка автотранспорта из Турции охватывает более 6% от общего объема импорта автомобилей в Украину, при том, что с территории Украины на турецкий рынок было экспортировано лишь 1 авто.

Отечественные автомобилестроительные предприятия работают без преференций в создании новых производственных мощностей, внедрении технологий, доступа к дешевым кредитным ресурсам, в то время как турецкий автоиндустрия имеет значительные государственные дотации на развитие и налоговые льготы.

Так из-за применения специального потребительского налога, размеры которого колеблются от 45% до 145%, регулируется конъюнктура на внутреннем авторынке, а через освобождение от таможенных пошлин и НДС на оборудование, сокращение общегосударственных и местных налогов для инвесторов, поддержки процентной ставки в национальных займам и займам валютных, поддержка выплат социального страхования создаются условия для прихода в страну внешних инвесторов.

В Турции существуют свободные экономические зоны, а именно: Зоны Развития Технологий (TDZ), Организованные промышленные зоны (OIZ), Экспортные Свободные Зоны (EPZ), где существуют особые условия для стимулирования производства сложной продукции и ее экспорта, в частности:

  • не взимается НДС в случае приобретения земли;
  • освобождается от уплаты налога на недвижимость на 5 (пять) лет с даты завершения строительства предприятия;
  • существуют льготные тарифы на использование водоснабжения, электричества и газа;
  • в случае необходимости для компании объединения или разделения земельных участков, налог на землю не взимается;
  • существует освобождения от муниципальных налогов на строительство и эксплуатацию предприятия;
  • компании освобождаются от муниципального налога на утилизацию твердых отходов;
  • полное (100%) освобождение от уплаты: корпоративного налога, таможенных пошлин и сборов, НДС и специального потребительского налога, гербового сбора и налога на недвижимость;
  • нет налога на прибыль от логистических услуг в EPZ при экспорте товаров.
  • освобождение от уплаты подоходного налога на зарплату сотрудников компаний в EPZ, при условии, что компания экспортирует не менее 85% объемов продукции (товаров), в соответствии с международными стандартами FOB;
  • товары компаний в EPZ могут находиться неограниченный срок;
  • отсутствуют ограничения на прибыль, полученную компаниями в EPZ. Денежные доходы могут свободно переводиться, как за границу, так и в Турцию. И другие условия.

Таким образом, подписание соглашения о зоне свободной торговли с Турцией практически полностью остановит развитие машиностроительной отрасли, поскольку все перечисленные льготы в Украине отсутствуют и ложатся на себестоимость продукции и делают ее не конкурентоспособной по цене. Поэтому при государственных закупках предпочтение будет отдаваться тем производителям в которых цена продукции меньше по сравнению с другими участниками, снова будет не в пользу отечественным производителям транспортных средств.

Учитывая неравный потенциал двух стран в области автомобилестроения и реализации собственной продукции, а также существенное падение объемов производства на предприятиях отечественного автомобилестроения, отсутствие в Украине системной государственной поддержки инвесторов, растущее влияние импорта автотранспортных средств на платежный баланс Украины в целом и на отечественный автопром в частности, необходимо пересмотреть условия будущего Соглашения о создании зоны свободной торговли с Турцией, которая планируется к подписанию, учесть текущий экономическое положение и интересы отечественных автопроизводителей и отказаться от либерализации и так достаточно мягких условий доступа на украинский рынок автотранспортных средств товарных позиций 8603, 8702, 8703, 8704 согласно УКТВЭД, запчастей и комплектующих к ним.

Презентация

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №80 (20.04.2021) Автомобили без водителя. Утопия или вызов?
REVIEW №80 (20.04.2021)

Автомобили без водителя. Утопия или вызов?

Смотреть далее
НОВОСТИ И ИНФОГРАФИКА
Apple и конец эры "обычных" авто
Законодательные новости (05 - 11 июня 2021)

Дата: 10.06.2021