Продажи новых авто в Европе продолжают снижаться. Чем это грозит автоконцернам
Продажи новых авто в Европе продолжают снижаться. Чем это грозит автоконцернам

Разговоры о том, что может начаться новый экономический кризис, в Европе идут с прошлого года. Теперь эти предположения стало подтверждать падение объемов продаж новых автомобилей. Это и есть предвесники будущего масштабного спада или новая реальность? - AUTO-Consulting выяснил подробности.

По большом счету, нового кризиса, который может быть хуже кризиса 2008-го, в Европе опасаются давно. Как минимум, уже год назад его обсуждали на конференции ECG, где удалось побывать и AUTO-Consulting. Среди факторов, поддерживающих такие опасения, например, падение спроса на авто на китайском рынке, соглашения ЕС с Японией, торговое противостояние Китая и США, неопределенность условий британского Brexit.  

Еще один фактор риска для продаж автомобилей - снижение индекса уровня жизни OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) до значения 2012 года. Естественно, на состоянии европейского автомобильного рынка окажет влияние и декларации о грядущих запретах въезда в города дизельных автомобилей. А электрокары пока дороговаты даже для основной массы европейцев. Так что это тоже риск. Не говоря уже о том, что европейская молодежь скептически относится к приобретению личного автомобиля, и связанных с этим приобретением сложностей (парковки, сервис, стоимость покупки и содержания авто). В общем - целый “букет”, “цветочки” которого, теоретически, способны превратиться в “ягодки”. 

По прошествии полугода “угрожающих” разговоров, появились и реальные материальные подтверждения признаков кризиса. По данным АСЕА - Европейской ассоциации автомобильных производителей, в июне 2019 года количество зарегистрированных новых автомобилей в Европейском Союзе сократилось на 7,8% - до 1446183 единиц. А по итогам полугодия - на 3,1% по сравнению с первой половиной 2018-го. Для Европы – это много. 

В АСЕА не склонны к панике, и считают, что в значительной степени июньское падение продаж можно объяснить негативным календарным эффектом. В среднем, в июне в этом году в ЕС насчитывалось всего 19 рабочих дней, тогда как в 2018 году этот показатель составлял примерно 21 день. В результате, на всех пяти основных рынках ЕС наблюдалось снижение продаж. Особенно во Франции (-8,4%) и Испании (-8,3%).  

Объяснение оригинальное и достойное внимания, если не рассматривать тот факт, что в большей или меньшей степени падение продаж новых автомобилей в странах Евросоюза произошло не только в июне, а продолжается с начала 2019 года. В январе (по сравнению с январем 2018-го) - минус 4,6%, в феврале - минус 1%, в марте - минус 3,9%, в апреле - минус 0,4%. Только в мае - плюс 0,1%. А в июне - вновь минус 7,8%.

Положительную динамику показали только некоторые страны. Это - Германия (+ 0,5%), Греция (+5,2%) и Дания (+1,3%). Но самое интересное, что на этом фоне рекордную динамику роста демонстрируют восточноевропейскиегосударства. Например, Литва (+47,1%), Румыния (+19,2%), Венгрия (+5,4%), Латвия (+4,6%), Польша (+1,9%). И к этому восточноевропейскому росту мы еще вернемся. 

Если говорить об автомобильных марках, то у большинства из них, по данным АСЕА, также спад продаж. Самый большой, по сравнению с первым полугодием прошлого 2018 года демонстрируют марки Alfa Romeo (-42%), Nissan (-24%), Porsche (-20%), Fiat (-10%).

Но на некоторых брендах веяния предполагаемого кризиса не отразились, и их продажи, по данным АСЕА, продолжают расти в странах Евросоюза. Это, в частности, Mitsubishi (+13%), Lexus (+11%), Dacia (+10%), Citroen (+7%). 

Как это не парадоксально, но риски Евросоюза дают шансы Украине. AUTO-Consulting не случайно обратил внимание на то, что, в отличие от большинства стран Западной Европы, в восточноевропейских государствах продажи новых автомобилей растут. Значит, они имеют потенциал. В том числе и Украина. По данным AUTO-Consulting, в июле продажи новых авто увеличились у нас на 22%, по сравнению с 2018-м. А это больше, чем практически у всех (кроме Литвы) восточноевропейских стран.

В частности, как сообщил AUTO-Consulting директор компании AVTOLOGISTIKA Павел Гайдай, очевидно, что развитые экономики уже не могут поддержать дальнейший рост глобального рынка. Рост, если он и произойдет, будет обеспечен экономиками развивающимися. И на этом фоне перспективы Украины выглядят совсем неплохо. Возможно, потенциал нашего рынка, наконец, станет достаточно интересным для мировых производителей, чтобы они приложили еще больше усилий для его развития. 

А пока в европейских офисах готовятся к дальнейшему спаду продаж новых автомобилей в 2019 году и надеются, что это явление – временное. Выровнять глобальные показатели автоконцерны в этом году рассчитывают за счет Китая, Индии и других регионов. 

REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее