Мы уже рассказывали о том, какое влияние на экологию имеют автомобили (подробности по ссылке).
Но не автомобилями едиными ... И сегодня мы подробнее поговорим о всех видах транспорта и их роль в загрязнении окружающей среды.
Впрочем, наша главная цель - не обвинять транспорт во всех климатических проблемах. А выяснить, как переключить транспорт в эко-friendly режим.
Для этого мы задали несколько вопросов представителям Центра экологических инициатив «Екодия» - Ирине Бондаренко, експерту по транспорту, и Марине Ратушной, експерту по вопросам промышленного загрязнения.
И их ответы - это подробная дорожная карта для Украины на пути к экологическому и устойчивому развитию
Какое влияние на окружающую среду влечет транспорт в ЕС и Украине?
Транспорт загрязняет воздух. Автомобили на двигателях внутреннего сгорания приносят комфорт немногим, и наносят ущерб всем вокруг: в основном оксидами серы, азота и углерода, сажей и мелкодисперсными частицами, выбрасываемых в атмосферу.
В Киеве к пандемии ковиду до 90% выбросов вредных веществ были от транспорта. Смесь из кислорода и продуктов сгорания бензина и дизеля - одна из причин сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Кроме загрязнения воздуха, транспорт является источником примерно 12% выбросов парниковых газов в Украине, которые вызывают изменение климата. В странах с высоким ВВП на душу населения доля выбросов от автотранспорта еще выше, поэтому с экономическим развитием Украины может ожидать дальнейшего увеличения выбросов от автомобилей.
Если говорить о ЕС, то транспорт генерирует четверть всех выбросов парниковых газов, 71,7% из которых - дорожный транспорт (легковые автомобили, фуры, автобусы и т.д.).
Однако транспорт в городах можно рассматривать не только как источник выбросов парниковых газов, но и как двигатель перехода к климатической нейтральности.
Хотя этот сектор и не может стать полностью климатически нейтральным, поскольку не поглощает выбросы, а только производит их, у него есть большой потенциал для сокращения выбросов. Для этого нужно соответствующее законодательное подкрепление и государственные цели.
Какова динамика загрязнения воздуха от транспорта в ЕС - объем выбросов растет или уменьшается? Что приводит такую динамику? Какова ситуация наблюдается в Украине?
Когда в стратегиях развития говорится о выбросах, в частности от транспорта, чаще всего имеются в виду выбросы парниковых газов, чем о загрязняющих веществах. У них общие источники, однако различные последствия. В первом случае (парниковые газы) эти выбросы влияют на рост концентрации углекислого газа в атмосфере и накопления в ней тепла, является двигателем изменения климата. Чем больше таких выбросов, тем больше волн тепла, засух в одних местах и избыточных осадков в других, также из-за изменения климата поднимается уровень океана и затапливаются прибрежные территории.
Когда же мы говорим о загрязнении воздуха, то последствия - это здоровье людей и других живых организмов: обострение сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Уже даже есть исследования, жители городов с загрязненным воздухом тяжелее переносят заболевания коронавируса и больше летальных случаев.
По данным Всемирного банка, на сектор транспорта в Украине приходится 40% загрязнителей воздуха. В 2002 году загрязнение воздуха превысило национальные стандарты качества воздуха в наиболее населенных и промышленно развитых городах Украины. Несмотря на то, что стандарты качества атмосферного воздуха в Украине жестче, чем стандарты, рекомендованные Рекомендациями ВОЗ по качеству воздуха для Европы, почти все крупные украинские города их превысили.
Поскольку в Украине продолжает расти автопарк транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, качество воздуха в городах продолжает ухудшаться.
Какие меры принимает ЕС для уменьшения выбросов от транспорта? Какие шаги для этого делает Украина? Что Украина еще сделать в сфере транспорта, чтобы улучшить ситуацию с загрязнением воздуха?
Для преодоления этих проблем Европейский Союз ищет пути сокращения выбросов из-за отказа от ископаемого топлива и развитие устойчивой транспортной инфраструктуры. ЕС имеет целью сократить выбросы от транспорта на 90% процентов и создать климатически нейтральный континент до 2050 года.
Европейский Зеленый курс определяет 10 основных целей, детализированных в Стратегии устойчивой и разумной мобильности.
К 2030-му году:
К 2035-го года:
7.Самолеты большого размера с нулевым уровнем выбросов будут готовы к продаже;
К 2050 году:
8.Почти все автомобили, грузовики, автобусы и другие тяжелые транспортные средства будут с нулевым уровнем выбросов;
9. Грузовые перевозки по железной дороге увеличатся вдвое;
10. Поездки скоростным железнодорожным сообщением увеличатся втрое.
Эти пункты являются релевантными и для Украины. Украина имеет большой потенциал для развития общественного транспорта и велосипедного движения, а также железнодорожного и водного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок, поэтому эти пункты из Стратегии могут стать ориентиром для украинских городов и правительства.
Благодаря облегченной налогообложению ввоз электромобилей Украины уже создает стимулы для развития электромобильности, и теперь целесообразно сосредоточиться на рекомендациях по расширению сети електрозарядних станций и стимулировании использования электровелосипедов и электросамокатов.
А интеграция транспортной сети Украины в Трансъевропейскую транспортную сеть TEN-T, составляет значительную часть Стратегии мобильности ЕС, требует разработки Планов постоянной городской мобильности в украинских городах.
Украина планирует стать климатически нейтральной к 2060 году, а следовательно, сектор транспорта привлечет еще больше внимания. Но пока видение развития транспорта в Украине далеко от сокращения выбросов парниковых газов.
В аналитическом обзоре Второго национально-определенного взноса Миндовкилля прогнозирует рост доли электромобилей в парке легковых авто до 3%.
Однако прирост автопарка электромобилей на 3% за 10 лет - это естественный ход вещей и, скорее всего, этот показатель и без того будет перевыполнен до 2030-го года. Согласно исследованию Transport & Environment, в 2026-м году электрокары сравняются в цене с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания и в дальнейшем станут дешевле, что приведет к росту их количества в автопарке. Поэтому Украина может поставить высокую долю электромобилей в качестве цели.
В этом же обзоре Миндовкилля отмечает несколько инициатив, которые действительно могут помочь сократить выбросы, однако они пока не являются официальными планами правительства:
Но этого недостаточно. Чтобы выбросы в секторе транспорта реально сокращались, в НВВ2 нужно заложить такие цели (при условии работы электротранспорта от возобновляемых источников энергии):
Указанные цели могут помочь достичь климатической нейтральности к 2050 году.
Кроме того, любая новая инфраструктура должна строиться с учетом неотвратимости изменения климата и необходимости адаптации к ней.
Что предусматривает European Green Deal для транспортного сектора? Достижимы поставленные цели, по вашему мнению?
Транспортные цели и инициативы Европейского зеленого курса подробно описаны в Стратегии устойчивой и разумной мобильности ЕС, которая была издана в декабре 2020 года. Это стратегический документ Европейского Союза, который должен трансформировать европейскую транспортную систему так, чтобы выбросы от транспорта сократились на 90% к 2050 году, а города стали более устойчивыми к будущим кризисам.
Стратегия предусматривает инициативы и стимулы для ускорения использования транспорта с нулевыми выбросами (не только электротранспорта, но и велосипедного и микромобильного движения), использование возобновляемой энергии для питания транспорта, перевод грузовых перевозок на железнодорожный и водный транспорт, ускорение выхода на рынок электрических грузовиков, самолетов и судов, жестче налогообложения выбросов углерода и загрязняющих воздух веществ (применение принципа «загрязнитель платит»).
Стратегия устойчивой мобильности ЕС отмечает, что цифровизация транспортных услуг должны способствовать снижению выбросов от транспорта. Так, внедрение быстрых мультимодальных систем грузовых и пассажирских перевозок.
Для пассажирских перевозок говорится, среди прочего, о внедрение единого билета на общественный транспорт, синхронизация пригородных сообщений с городскими, чтобы сэкономить время на пересадках.
Мобильность должна быть справедливой для каждого, что означает обустройство общественного транспорта и инфраструктуры в городах для нужд маломобильных людей и лиц с инвалидностью.
Безопасность движения также является одним из приоритетов Стратегии. Предлагают бороться с тремя главными факторами смертельных ДТП: превышение скорости, употребление алкоголя и рассеянного вождения (например, когда водитель отвлекается на телефон). Показатели смертности на дорогах имеют приблизиться к нулю во всех странах ЕС к 2050 году.
Как Украина может присоединиться или уже приобщается к реализации Green Deal?
Правительство Украины заявило о поддержке Европейском зеленом соглашении и задекларировал намерения двигаться на уменьшение выбросов, в том числе и от транспорта. Министерство инфраструктуры на контроле Стратегии устойчивой и разумной мобильности ЕС.
Действия на внедрение транспорта с нулевыми выбросами можно разделить на национальный и местный уровень:
Что можно сделать на местном уровне, чтобы Украина двигалась в одном направлении Стратегии мобильности ЕС?
Развитие общественного транспорта:
Развитие велосипедного транспорта и микромобильности:
Развитие пешеходного движения:
Повышение безопасности движения:
Что можно сделать на национальном уровне?
Федерация автопрома Украины благодарна экспертам «Екодии» за информативные материалы и уделенное время. Мы неоднократно подчеркивали, что тематика автопрома давно вышла за привычные границы и охватывает также проблемы инфраструктуры, энергетики, ИТ сектора. И бесспорно - экологии. Тема, которая была не ко времени слишком долго, чтобы можно было оттягивать и дальше.