Викиди від транспорту і як з ними боротися. Частина 2
Викиди від транспорту і як з ними боротися. Частина 2

Мы уже рассказывали о том, какое влияние на экологию имеют автомобили (подробности по ссылке).

Но не автомобилями едиными ... И сегодня мы подробнее поговорим о всех видах транспорта и их роль в загрязнении окружающей среды.

Впрочем, наша главная цель - не обвинять транспорт во всех климатических проблемах. А выяснить, как переключить транспорт в эко-friendly режим.

Для этого мы задали несколько вопросов представителям Центра экологических инициатив «Екодия» - Ирине Бондаренко, експерту по транспорту, и Марине Ратушной, експерту по вопросам промышленного загрязнения.

И их ответы - это подробная дорожная карта для Украины на пути к экологическому и устойчивому развитию

Какое влияние на окружающую среду влечет транспорт в ЕС и Украине?

Транспорт загрязняет воздух. Автомобили на двигателях внутреннего сгорания приносят комфорт немногим, и наносят ущерб всем вокруг: в основном оксидами серы, азота и углерода, сажей и мелкодисперсными частицами, выбрасываемых в атмосферу.

В Киеве к пандемии ковиду до 90% выбросов вредных веществ были от транспорта. Смесь из кислорода и продуктов сгорания бензина и дизеля - одна из причин сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме загрязнения воздуха, транспорт является источником примерно 12% выбросов парниковых газов в Украине, которые вызывают изменение климата. В странах с высоким ВВП на душу населения доля выбросов от автотранспорта еще выше, поэтому с экономическим развитием Украины может ожидать дальнейшего увеличения выбросов от автомобилей.

Если говорить о ЕС, то транспорт генерирует четверть всех выбросов парниковых газов, 71,7% из которых - дорожный транспорт (легковые автомобили, фуры, автобусы и т.д.).

Однако транспорт в городах можно рассматривать не только как источник выбросов парниковых газов, но и как двигатель перехода к климатической нейтральности.

Хотя этот сектор и не может стать полностью климатически нейтральным, поскольку не поглощает выбросы, а только производит их, у него есть большой потенциал для сокращения выбросов. Для этого нужно соответствующее законодательное подкрепление и государственные цели.

Какова динамика загрязнения воздуха от транспорта в ЕС - объем выбросов растет или уменьшается? Что приводит такую ​​динамику? Какова ситуация наблюдается в Украине?

Когда в стратегиях развития говорится о выбросах, в частности от транспорта, чаще всего имеются в виду выбросы парниковых газов, чем о загрязняющих веществах. У них общие источники, однако различные последствия. В первом случае (парниковые газы) эти выбросы влияют на рост концентрации углекислого газа в атмосфере и накопления в ней тепла, является двигателем изменения климата. Чем больше таких выбросов, тем больше волн тепла, засух в одних местах и ​​избыточных осадков в других, также из-за изменения климата поднимается уровень океана и затапливаются прибрежные территории.

Когда же мы говорим о загрязнении воздуха, то последствия - это здоровье людей и других живых организмов: обострение сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Уже даже есть исследования, жители городов с загрязненным воздухом тяжелее переносят заболевания коронавируса и больше летальных случаев.

По данным Всемирного банка, на сектор транспорта в Украине приходится 40% загрязнителей воздуха. В 2002 году загрязнение воздуха превысило национальные стандарты качества воздуха в наиболее населенных и промышленно развитых городах Украины. Несмотря на то, что стандарты качества атмосферного воздуха в Украине жестче, чем стандарты, рекомендованные Рекомендациями ВОЗ по качеству воздуха для Европы, почти все крупные украинские города их превысили.

Поскольку в Украине продолжает расти автопарк транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, качество воздуха в городах продолжает ухудшаться.

Какие меры принимает ЕС для уменьшения выбросов от транспорта? Какие шаги для этого делает Украина? Что Украина еще сделать в сфере транспорта, чтобы улучшить ситуацию с загрязнением воздуха?

Для преодоления этих проблем Европейский Союз ищет пути сокращения выбросов из-за отказа от ископаемого топлива и развитие устойчивой транспортной инфраструктуры. ЕС имеет целью сократить выбросы от транспорта на 90% процентов и создать климатически нейтральный континент до 2050 года.

Европейский Зеленый курс определяет 10 основных целей, детализированных в Стратегии устойчивой и разумной мобильности.

К 2030-му году:

  1. Минимум 30 млн транспортных средств с нулевым уровнем выбросов будет в эксплуатации на европейских дорогах;
  2. Минимум 100 европейских городов будут климатически нейтральными;
  3. Поездки скоростным железнодорожным сообщением увеличатся вдвое;
  4. Запланированные путешествия (междугородным общественным транспортом) до 500 км на территории Евросоюза будут климатически нейтральными (не в самолете)
  5. Максимальная автоматизация мобильности;
  6. Суда с нулевым уровнем выбросов будут готовы к продаже.

К 2035-го года:

7.Самолеты большого размера с нулевым уровнем выбросов будут готовы к продаже;

К 2050 году:

8.Почти все автомобили, грузовики, автобусы и другие тяжелые транспортные средства будут с нулевым уровнем выбросов;
9. Грузовые перевозки по железной дороге увеличатся вдвое;

10. Поездки скоростным железнодорожным сообщением увеличатся втрое.

Эти пункты являются релевантными и для Украины. Украина имеет большой потенциал для развития общественного транспорта и велосипедного движения, а также железнодорожного и водного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок, поэтому эти пункты из Стратегии могут стать ориентиром для украинских городов и правительства.

Благодаря облегченной налогообложению ввоз электромобилей Украины уже создает стимулы для развития электромобильности, и теперь целесообразно сосредоточиться на рекомендациях по расширению сети електрозарядних станций и стимулировании использования электровелосипедов и электросамокатов.

А интеграция транспортной сети Украины в Трансъевропейскую транспортную сеть TEN-T, составляет значительную часть Стратегии мобильности ЕС, требует разработки Планов постоянной городской мобильности в украинских городах.

Украина планирует стать климатически нейтральной к 2060 году, а следовательно, сектор транспорта привлечет еще больше внимания. Но пока видение развития транспорта в Украине далеко от сокращения выбросов парниковых газов.

В аналитическом обзоре Второго национально-определенного взноса Миндовкилля прогнозирует рост доли электромобилей в парке легковых авто до 3%.

Однако прирост автопарка электромобилей на 3% за 10 лет - это естественный ход вещей и, скорее всего, этот показатель и без того будет перевыполнен до 2030-го года. Согласно исследованию Transport & Environment, в 2026-м году электрокары сравняются в цене с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания и в дальнейшем станут дешевле, что приведет к росту их количества в автопарке. Поэтому Украина может поставить высокую долю электромобилей в качестве цели.

В этом же обзоре Миндовкилля отмечает несколько инициатив, которые действительно могут помочь сократить выбросы, однако они пока не являются официальными планами правительства:

  • ввести плату за регистрацию автомобиля в соответствии с уровнем выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов;
  • ввести ежегодный экологический налог на автомобили на двигателях внутреннего сгорания;
  • разработать планы развития устойчивой мобильности на городском уровне.

Но этого недостаточно. Чтобы выбросы в секторе транспорта реально сокращались, в НВВ2 нужно заложить такие цели (при условии работы электротранспорта от возобновляемых источников энергии):

  1. Увеличить долю городских поездок общественным транспортом до более 50% (а там, где уже 50% - удерживать эту долю), и не допускать падения на менее чем 35%. Здесь речь идет именно об электрическом общественном транспорте: трамваи, троллейбусы (в т.ч. с автономным ходом) и электробусы. Маршрутки на дизеле и подобные им транспортные средства нужно выводить из употребления.
  2. Уменьшить до 10% долю пассажирских поездок частными автомобилями в городах, при этом поощрять замещение их электромобилями.
  3. Увеличить пассажирские поездки: велосипеды, самокаты и другими средствами микромобильности до 10-20% в зависимости от размера города.
  4. Увеличить популярность и возможность передвижения пешком (наземные пешеходные переходы, заниженные бордюры, градопланирования "центр рядом с домом", развитие многофункциональных кварталов).
  5. Перевести 75% наземных грузовых перевозок с дорог на железную дорогу. Сейчас этот показатель в Украине упал по сравнению с 2010-м годом с 60% до 51,6% в 2018 году. При электрификации путей железная дорога имеет все шансы стать наименее вуглецеемним средством перевозки грузов.
  6. К 2030-му году увеличить электрификацию путей до 70%. Сейчас этот показатель составляет 47,2%.
  7. Отказаться от отопления пассажирских вагонов углем.
  8. Увеличить долю пассажироперевозок по железной дороге до 15%.

Указанные цели могут помочь достичь климатической нейтральности к 2050 году.

Кроме того, любая новая инфраструктура должна строиться с учетом неотвратимости изменения климата и необходимости адаптации к ней.

Что предусматривает European Green Deal для транспортного сектора? Достижимы поставленные цели, по вашему мнению?

Транспортные цели и инициативы Европейского зеленого курса подробно описаны в Стратегии устойчивой и разумной мобильности ЕС, которая была издана в декабре 2020 года. Это стратегический документ Европейского Союза, который должен трансформировать европейскую транспортную систему так, чтобы выбросы от транспорта сократились на 90% к 2050 году, а города стали более устойчивыми к будущим кризисам.

Стратегия предусматривает инициативы и стимулы для ускорения использования транспорта с нулевыми выбросами (не только электротранспорта, но и велосипедного и микромобильного движения), использование возобновляемой энергии для питания транспорта, перевод грузовых перевозок на железнодорожный и водный транспорт, ускорение выхода на рынок электрических грузовиков, самолетов и судов, жестче налогообложения выбросов углерода и загрязняющих воздух веществ (применение принципа «загрязнитель платит»).

Стратегия устойчивой мобильности ЕС отмечает, что цифровизация транспортных услуг должны способствовать снижению выбросов от транспорта. Так, внедрение быстрых мультимодальных систем грузовых и пассажирских перевозок.

Для пассажирских перевозок говорится, среди прочего, о внедрение единого билета на общественный транспорт, синхронизация пригородных сообщений с городскими, чтобы сэкономить время на пересадках.

Мобильность должна быть справедливой для каждого, что означает обустройство общественного транспорта и инфраструктуры в городах для нужд маломобильных людей и лиц с инвалидностью.

Безопасность движения также является одним из приоритетов Стратегии. Предлагают бороться с тремя главными факторами смертельных ДТП: превышение скорости, употребление алкоголя и рассеянного вождения (например, когда водитель отвлекается на телефон). Показатели смертности на дорогах имеют приблизиться к нулю во всех странах ЕС к 2050 году.

Как Украина может присоединиться или уже приобщается к реализации Green Deal?

Правительство Украины заявило о поддержке Европейском зеленом соглашении и задекларировал намерения двигаться на уменьшение выбросов, в том числе и от транспорта. Министерство инфраструктуры на контроле Стратегии устойчивой и разумной мобильности ЕС.

Действия на внедрение транспорта с нулевыми выбросами можно разделить на национальный и местный уровень:

Что можно сделать на местном уровне, чтобы Украина двигалась в одном направлении Стратегии мобильности ЕС?

Развитие общественного транспорта:

  • Модернизировать общественный транспорт и переводить его на электрический (трамваи, троллейбусы, троллейбусы с автономным ходом). Трамвай - наиболее эффективный вид транспорта, поэтому должно быть в приоритете. Если его невозможно построить, следует обеспечить другие виды наземного общественного транспорта полосами для движения общественного транспорта, чтобы пассажирский транспорт обходил пробки и прибывал вовремя.
  • Провести оптимизацию маршрутов с учетом времени на пересадки, чтобы сделать время в пути для пассажиров максимально эффективным.
  • Городам, расположенных на узлах Трансъевропейской транспортной сети, необходимо разработать и внедрять планы постоянной городской мобильности.
  • Общины с развитой сетью железной дороги должны включить городские железнодорожные перевозки в систему городских перевозок, чтобы разгрузить наземный общественный транспорт.
  • Организовать сообщения по железной дороге, а не маршрутками, из пригородов в города, где находятся рабочие места, и синхронизировать городской транспорт с пригородным, чтобы уменьшить время на пересадки.
  • Внедрять единый билет на все виды транспорта (рассчитан на время поездки) - это не только сэкономит время на пересадки и поощрит граждан пользоваться общественным транспортом, а и уменьшит потребность в маршрутках.
  • Внедрять электронные безбумажные формы оплаты за проезд.
  • Общественный транспорт должен приходить по расписанию вовремя, а информирование о расписании должно происходить и онлайн, и на остановке.
  • Остановки общественного транспорта должны быть освещены, защищены от дождя и ветра, безопасны.
  • Создавать возможности для городского проката электромобилей.

Развитие велосипедного транспорта и микромобильности:

  • Разработать план (концепцию, стратегию) развития велосипедной инфраструктуры и двигаться по ним, чтобы обеспечить строительство велоинфраструктуры там, где нужно, а не там, где есть место.
  • Построить безопасную, разветвленную и понятную велосипедную сеть, особенно на городских магистралях.
  • Развивать прокаты велосипедов и электросамокатов.
  • Создавать стимулы пользования велосипедом, поощрять туристов велопоездок, а офисные центры и заводы - в организации велопоездок на работу.

Развитие пешеходного движения:

  • Все бордюры в местах пересечения дороги должны быть занижены и, по возможности, обозначены тактильной плиткой.
  • Подземные переходы должны быть продублированы наземными регулируемыми переходами.
  • Тротуары, переходы, улицы и площади должны качественно освещаться ночью.
  • Внедрять платную парковку и исключать парковки на тротуарах.

Повышение безопасности движения:

  • Строить конструктивные элементы успокоения движения на дорогах (антикишени, повышенные наземные переходы, «берлинские подушки», шиканы и т.д.).
  • Устанавливать камеры фиксации нарушений Правил дорожного движения, в частности, превышение разрешенной скорости, проезда по полосам общественного транспорта и других нарушений.
  • Контролировать нелегальные парковки, особенно в местах, где припаркованные авто ограничивают обзорность (на перекрестках, пешеходных переходах и перед ними).
  • Собирать, публиковать и анализировать данные, вести расследование ДТП с участием уязвимых участников движения (пешеходов, велосипедистов, маломобильных людей и т.д.).

Что можно сделать на национальном уровне?

  • Разработать и внедрить прозрачную и автоматическую систему расчета углеродного следа.
  • Собирать данные  углеродного следа от различных видов транспорта и делать их публичными.
  • Внедрить системы налогообложения покупки, собственности и пользования автомобилей по принципу «загрязнитель платит»: дороже для авто с высоким уровнем выбросов, дешевле для авто с низким и нулевым уровнем выбросов.
  • Восстановить государственный техосмотр автомобилей.
  • Разработать и внедрить систему утилизации старых автомобилей.
  • Восстановить и усовершенствовать сбор данных по выбросам от передвижных источников загрязнения по регионам (на местном уровне, на уровне населенных пунктов) - для мониторинга показателей выбросов.
  • Создать сеть для зарядки и заправки машин с нулевыми выбросами.
  • Предлагать и начинать исследования и инновации в сфере связности и автоматизированности транспорта, особенно мультимодального и безопасности дорожного движения (через университеты, научные институты).
  • Создавать мультимодальные опции для передвижения пассажиров между городами, например, предлагая билеты на маршрут (включая пересадками), а не на каждый отдельный вид поезда или автобуса, и предлагая пользоваться городским транспортом бесплатно в день отправления / прибытия поезда или самолета, на который у пассажира есть билет.
  • Увеличить долю электрифицированных путей железной дороги до 70% к 2030 году (сейчас электрифицировано около 50%).
  • Развивать участки с обоими видами путей, особенно в приграничных районах, для упрощения соединения с европейской железнодорожной сетью.
  • Отказаться от угля для отопления вагонов железной дороги.
  • Способствовать развитию грузового транспорта с нулевыми выбросами и активно участвовать в мероприятиях ЕС в этом направлении.
  • Разработать и внедрить систему поощрения и софинансирования государством создания велосипедной инфраструктуры в городах.
  • Отменить налогообложения на запчасти / элементы для производства и ремонта постоянных видов транспорта (например, велосипедов).

Федерация автопрома Украины благодарна экспертам «Екодии» за информативные материалы и уделенное время. Мы неоднократно подчеркивали, что тематика автопрома давно вышла за привычные границы и охватывает также проблемы инфраструктуры, энергетики, ИТ сектора. И бесспорно - экологии. Тема, которая была не ко времени слишком долго, чтобы можно было оттягивать и дальше.

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №82 (27.10.2021) Мировая пандемия автопромышленности
REVIEW №82 (27.10.2021)

Мировая пандемия автопромышленности

Смотреть далее