Выбросы от транспорта и как с ними бороться
Выбросы от транспорта и как с ними бороться

ЗАГРЯЗНЕННЫЙ ВОЗДУХ КАК СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР 

500 тыс. жизней - такова цена загрязненного воздуха в Европе

Что угрожает здоровью людей во многих городах? Мало кто об этом задумывается, но загрязненный воздух занимает четвертое место среди всех рисков для здоровья после высокого кровяного давления, диет и курения. Именно это стало причиной 500 тыс. преждевременных смертей в Европе в 2018 году, отмечает Всемирная организация здравоохранения в 2018 году.

Поэтому загрязненный воздух стоит очень дорого. И в финансовом плане тоже. Например, в 2018 каждый житель города в Европе в среднем потратил 1250 EUR / год на проблемы со здоровьем из-за плохого качества воздуха. Это составляет примерно 3,9% дохода в городах. Во многих городах Болгарии, Румынии и Польше социальные расходы на здравоохранение уходит до 8-10% от заработанного дохода.

ОПЕРАЦИЯ ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ

За 29% выбросов в Европе ответственный транспортный сектор (внутренние и международные перевозки).

По количеству выбросов парниковых газов ЕС занимает третье место в мире. И львиная доля выбросов приходится именно на транспорт.

По данным Международного совета зеленого транспорта, в 2018 году внутренние и международные перевозки отвечали за 29% общих выбросов парниковых газов в ЕС.

При этом наибольшая доля всех выбросов парниковых газов принадлежит легковым автомобилям и фургонам - 18%, автобусы и грузовики выбрасывают 5%.

И ситуация со временем не улучшается. По сравнению с 1990 г.. выбросы от транспорта выросли на 33%, хотя другие сектора промышленности уменьшили их количество.

Неудивительно, что Европа значительно обеспокоена состоянием экологии и усиливает меры, чтобы ограничить влияние транспорта на окружающую среду. И центральное место в этой политике отведено именно автомобильному транспорту.

Сейчас автомобили - крупнейший источник выбросов (около 71% в 2018) среди других видов транспорта. Но все может измениться благодаря декарбонизации, которую легче всего осуществить именно для автомобилей, отмечает Европейское агентство защиты окружающей среды.

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ «НЕ ЗА ГОРАМИ»

Каждый лишний грамм СО2 будет стоить производителям автомобилей в ЕС 95 EUR

К решению проблемы загрязнения воздуха от автомобилей Европа подходит комплексно.

Например, во многих районах с высоким уровнем загрязнения воздуха от транспорта создают зоны с низким уровнем выбросов и внедряют налоги на пробки.

Вводятся меры и на общенациональном уровне. Речь идет об определении допустимого количества загрязняющих веществ в окружающей среде и уменьшение общегосударственных выбросов. Кроме того, действуют стандарты выбросов (нормы выбросов Евро 1-7) и требования к качеству топлива.

На уровне автопроизводства тоже введены ограничения. Средний уровень выбросов CO2 для новых автомобилей не должен превышать 95 г на 1 км пробега. А каждый лишний грамм СО2 будет стоить производителю 95 евро.

А недавно Европейская Комиссия представила новый пакет предложений в рамках European Green Deal. И здесь запланированы еще более жесткие шаги в защиту экологии.

Глобальная цель - сократить выбросы на 55% по сравнению с уровнем 1990 года, а к 2050 году свести их к нулю. Вполне понятно, что это невозможно без декарбонизации транспорта. Поэтому для трансформации автомобильного сектора предусмотрено свой сценарий.

По действующим экологическим нормам, с 2030 года выбросы CO2 от новых легковых автомобилей должны снизиться на 37,5% по сравнению с 2021 годом. Для автофургонов - на 31%. И для обеих групп выбросы могут сократиться на 15% до 2025 года.

И даже это не предел. Ведь в планах ЕС - будущее с транспортом без выбросов или с минимальным их количеством. Поэтому Европейская комиссия предложила более амбициозный план.

Средние выбросы новых автомобилей должны снизиться на 55% с 2030 года и на 100% с 2035 по сравнению с уровнем 2021 года. Как результат - с 2035 все проданы новые автомобили должны быть без выбросов.

Экологические амбиции ЕС в транспортной сфере не останавливаются на этих нововведениях. Изменения также ждут и инфраструктурную политику. К 2025 году предполагается обеспечить более 1 млн. пунктов зарядки для электромобилей и примерно 3,5 миллиона - до 2030 года.

Не всем автопроизводителям удается пройти этот челлендж по уменьшению выбросов самостоятельно, поэтому они решили объединиться. Ведь в таком случае регулятор рассчитывает средний показатель СО2 не по отдельной компании, а внутри такого объединения.

И как следствие, появилось много автомобильных альянсов и партнерств. Например, FCA объединилась с Tesla и Honda, Mazda - с Toyota, Ford - с Volvo и Polestar, а группа VW создала альянс среди меньших производителей, ориентированных на EV - MG, Aiways, LEVC.

Результаты такой экологической политики уже заметны. Средние выбросы CO2 от новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Европе, уменьшились на 12% по сравнению с 2019 годом. Этому в немалой степени способствовало быстрое развитие рынка электромобилей. Ведь доля продаж такого транспорта за год выросла аж в три раза - от 3,5% в 2019 году до более 11% в 2020 году.

Но мы не были бы до конца объективными, если бы не вспомнили о выбросах от электромобилей на уровне производства и потребления электроэнергии. И даже с учетом этого фактора электрический транспорт создает в среднем в три раза меньше выбросов СО2, чем аналогичные дизельные или бензиновые автомобили.

А теперь самое время вспомнить о планах ЕС достичь климатической нейтральности к 2050 году. В частности, за счет декарбонизации энергетического сектора, то есть перехода на «чистую» энергетику. Поэтому постепенно такие выбросы от производства электромобилей и аккумуляторов в ЕС будут уменьшаться и уже через несколько десятилетий достигнут нуля.

Кстати, отказ от продаж автомобилей с ископаемого топлива и переход на электротранспорт находит поддержку и в обществе. Исследовательская организация YouGov провела онлайн-опрос жителей из 15 европейских городов. И оказалось, что почти две трети опрошенных выступили за запрет продаж новых бензиновых и дизельных автомобилей в Европе после 2030

УКРАИНА И ЕЕ «ЗЕЛЕНОЕ» БУДУЩЕЕ

Когда в Украине можно будет дышать чистым воздухом полной грудью?

Как видим, в Европе тема защиты окружающей среды и «зеленого» энергетического перехода стала уже ключевым ориентиром для развития. Зато Украина, похоже, только начинает мыслить этими категориями, ведь по состоянию экологии мы продолжаем бить все антирекорды.

Страна занимает 5 место в Европе по показателю смертности на 100 тыс. человек от загрязненности воздуха. Украина также заняла восьмое в Европе и сорок третьей место в мире среди стран с наиболее загрязненным воздухом в 2020 году.

Три города входят в ТОП-25 самых загрязненных городов Европы - это Днепр, Киев и Одесса. К тому же среди мировых столиц Киев - на 39 месте по загрязнению воздуха мелкими частицами.

Макроэкономические потери от загрязнения окружающей среды автотранспортом в Украине оценивают в эквиваленте 2,5 млрд евро ежегодно. Такая ситуация вызвана, в частности, большим количеством выбросов от автотранспортных средств, ведь средний возраст парка легковых автомобилей в Украине - 22,7 года. Это в два раза больше, чем в ЕС (11,5 лет).

По данным Кадастра выбросов парниковых газов Украины 2019 12% парниковых газов в Украине производятся транспортом. Однако такая ситуация крайне неравномерна по регионам. В частности, в Киеве около 90% выбросов вызваны именно транспортом.

Экологическая ситуация в Украине неутешительна, поэтому весь транспортный сектор и его подотрасли должны проявить больше инициативы, чтобы хотя бы приблизиться к достижениям ЕС в этой сфере, а главное - сделать чистый воздух снова нормой, а не роскошью.

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее