23 апреля Верховная Рада приняла за основу закон о государственной службе. За документ проголосовали 226 народных депутатов.
Эксперты Федерации работодателей автопрома Украины попытались сделать экспертную оценку проголосованного законопроекта.
Проект Украины «О государственной службе» - это фактически новый закон, которым отменяется действие предыдущего закона.
Государственные служащие не имеют права публично выражать свои политические взгляды и принадлежать к политическим партиям.
Государственный служащий может подать руководителю государственной службы заявление с указанием фактов нарушения его прав или препятствий в их реализации, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней.
Право на равный доступ к государственной службе имеют граждане Украины, которым исполнилось 18 лет, свободно владеют государственным языком и каким присвоена степень высшего образования не ниже:
1) магистра - для должностей категорий "А" и "Б";
2) бакалавра, младшего бакалавра - для должностей категории "В".
Устанавливается единственно возможный способ вступления на государственную службу - через открытый конкурс на все должности государственных служащих.
Законопроект предусматривает разграничение политических и административных должностей, регулирует статус государственного служащего, конкурсные процедуры отбора на государственную службу.
Документ также предусматривает введение должности государственного секретаря министерства, создание комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы и введение института наставничества государственного служащего.
Действие Закона распространяется на:
1. Должности государственной службы в Секретариате Кабинета Министров Украины, Администрации Президента Украины, Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, Аппарате Верховной Рады Украины, Секретариате Конституционного Суда Украины, Секретариате Высшего совета юстиции, Центральной избирательной комиссии, Счетной палате, Секретариате Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, в консультативных, совещательных и других вспомогательных органах и службах, созданных Президентом Украины; в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных коллегиальных органах, а также их территориальных органах, у местных государственных администрациях; в аппарате судов и аппарате других государственных органов, которые не относятся к системе органов исполнительной власти.
2. Должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Как отмечается пояснительной записке, разработка проекта закона предусмотрена соглашением о финансировании контракта для Украины по развитию государства, подписанным 13 мая 2014 в Брюсселе, в соответствии с которой осуществляется поддержка реформ правительства, в частности по направлению реформирования системы государственного управления.
Анализируя подобные нормативно-правовые акты следует также отметить, что де-факто по результатам отчета Госслужбы статистики количество государственных служащих почти не изменилась. 20 апреля Госслужба статистики опубликовала бюллетень "Количество госслужащих и должностных лиц местного самоуправления на 31 декабря 2014 года". Согласно этой публикации, количество чиновников за 2014 сократилось всего лишь на 0,4%, если не учитывать эффекта от аннексии Крыма и оккупации частей Донецкой и Луганской областей. Более того, в ряде областей и Киеве имел место небольшой рост (см. Карту). На начало 2015 в Украине было 380 000 чиновников, или девять госслужащих на каждую тысячу украинский.