Современная экономика кардинально меняется. Диджитализация, повышение уровня автоматизации и новые бизнес-модели произвели революцию в различных отраслях и автомобильная промышленность не стала исключением. Есть ли место для Украины в мире глобальных автомобильных трансформаций? Мы попросили ответить на этот вопрос Олега Боярина, Председателя Группы компаний «Атолл Холдинг» (основное направление деятельности - производство и продажи автомобилей Škoda в Украине).
Следующее десятилетие может стать поворотным в автомобильной истории. По прогнозам Bloomberg, к 2025 году в мире будут продавать около 10 млн электромобилей в год, и уже к середине 2030-х годов они опередят продажи ДВС-моделей. И уже к 2040 году доля электромобилей составит 57% от числа мировых продаж легковых авто.
Такой рост станет возможным за счет снижения стоимости электрического транспорта, поскольку вопрос цены и инфраструктуры остаются главными сдерживающими факторами для потребителей. По прогнозам Bloomberg, уже к 2022 году электромобили будут дешевле автомобили с ДВС. Цены на литий-ионные батареи уже постепенно снижаются. А к 2030 году могут упасть до 60 долларов за кВт * ч (для сравнения: средняя стоимость в 2019 году - 156 долларов).
Олег Боярин:
Традиционный автопром постепенно уходит в историю. Стоит отметить, что после изобретения двигателя внутреннего сгорания автопром за последние 130 лет фактически ничего нового не придумал. Принцип работы автомобиля остался прежним, менялся тюнинг и усовершенствовались технологии, которые позволили ему стать надежным и быстрым. Зато сейчас трансформации происходят поразительно быстро. Автомобиль, которому не нужно топливо? Или руль? Или дорога, потому что он не ездит, а летает? Сейчас этим уже мало кого удивишь. В тренде смелые инновационные решения для автомобилей: мобильность, автономное вождение, электрификация. Поэтому те, кто хочет добиться долгосрочного успеха в автомобильной отрасли, должны постоянно пересматривать свои компетенции в контексте новых тенденций.
Как видим, весь мир стоит на пороге больших перемен. Все понимают, что требования по выбросам в атмосферу усиливаются с каждым годом, и промышленность в ускоренных темпах переходит на другие типы автомобильного транспорта. Более 10 стран Европы уже заявили, что планируют отказаться от продаж авто с ДВС.
Но такие инновационные перестройки требуют значительных затрат на исследования и разработки, модернизацию производственных линий. Уже сейчас на автомобильную отрасль приходится 30,5% всего объема R & D в ЕС. В денежном эквиваленте - это 61300000000 евро в 2017 году. И это только начало. В следующие 5-10 лет европейские автопроизводители планируют инвестировать только в развитие электромобильности 145800000000 евро.
Трансформации в автопроме обусловлены ускоренным ростом новых технологий, политикой устойчивого развития и изменением потребительских предпочтений в отношении собственности. Владения автомобилями часто становится роскошью, а не необходимостью. В городских районах, где население увеличивается, люди ищут способы избежать расходов на парковку и страховку, полагаясь на такие услуги, как Uber или Lyft или почасовую аренду с такими сервисами, как Zipcar.
По информации Transport & Environment, среднестатистический автомобиль не используется в течение более 90% времени, тогда как приобретение дорожает, а владение обходится примерно в 6500 евро в год. Кроме того, неиспользованные автомобили остаются припаркованными на улицах, занимая места. Например, в Париже 70% припаркованных автомобилей используются реже одного раза в месяц. Это явление ухудшает проблему пробок в центрах городов, которые, по оценкам Европейской комиссии, уже стоят Европе 100 млрд евро ежегодно.
Такие проблемы могут быть решены (и постепенно решаются в Европе) благодаря развитию городской мобильности (краткосрочная аренда автомобиля, такси, прокат и т.п.). По данным Bloomberg, на долю краткосрочная аренда автомобиля в настоящее время приходится менее 5% всех пассажирских перевозок в мире, но к 2040 году пользователи будут проезжать до 19% суммарного пути на таких средствах передвижения. 80% автопарка сервисов краткосрочная аренда автомобиля к тому времени будут электрическими.
Колебания отношений между потребителями и автомобилями ускорилось из-за того, что изменение климата стала серьезной политической проблемой, а также вследствие ухудшения качества воздуха в крупных городах. По данным Всемирного банка, на транспорт приходится около одной пятой выбросов углекислого газа в мире. Как результат - в ЕС обязали автопроизводителей сократить выбросы итогу транспорта или заплатить значительные штрафы. Общая сумма штрафов может достичь 30 млрд евро для группы мировых автопроизводителей, наиболее вовлеченных в европейский рынок (VW, PSA, Renault-Nissan, FCA, BMW, Ford, Daimler, Toyota и Hyundai).
Что это дает для Украины? Шанс построить новую долгосрочную стратегию развития и перестроить автомобильную промышленность, несмотря на новые мировые тренды.
Олег Боярин:
Осознавая, что за 10 лет в Украине, как и в мире, будет курсировать транспорт на электрической тяге и автопилоте, нам уже не понадобится большое количество новых дорог и паркингов. Зато стоит создавать инфраструктуру под этот вид транспорта. Учитывая то, что количество автомобилей резко уменьшится, потому что люди перейдут на массовый краткосрочная аренда автомобиля, то и потребность в многополосных трассах и сложных больших развязках отпадет. Если «общие» авто будут работать 24/7 без простоя, то нет необходимости в расширении паркингов. То есть правительство должно определиться с направлением развития и, соответственно, инвестировать в нужную в будущем инфраструктуру.
Кроме инфраструктурных проектов необходимо наращивать компетенции в индустрии производства авто - начиная с электрокаров и заканчивая системами автономного вождения.
Олег Боярин:
Развивая это направление, Украина не только решит транспортные вопросы, но и даст возможность вернуть и привлечь к работе лучших разработчиков IT, инженеров и других специалистов, которые сейчас работают за рубежом, создать систему, которая позволит высококвалифицированным кадрам работать и спросом на свои компетенции внутри страны. Это, в свою очередь, позволит значительно повысить уровень экономики благодаря высокотехнологичному производству, синергии и создания добавленной стоимости.
Я уверен, что лучший путь для Украины - это развитие высокотехнологичных отраслей, таких как машиностроение, автомобилестроение и разработка IT для этих сегментов. Только так Украина сможет избавиться от статуса сырьевого придатка мира.
Украина имеет сильный сектор IT, и он стабильно развивается. Рост индустрии ежегодно составляет в среднем 20%, и уже сегодня отрасль формирует 4% ВВП страны. Нам есть чем гордиться - Украина занимает 5 место в мире в рейтинге лучших IT-разработчиков в рейтинге SkillValue. И если вам до сих пор казалось, что самоуправляемые автомобили и инновационные IT-решения в автоиндустрии - это дело исключительно зарубежных специалистов, то есть хорошие новости. Украина не остается в стороне, а является активным участником новых трансформаций. В украинском офисе компании GlobalLogic разрабатывают программные модули для автомобильного автопилота и программных ассистентов водителя, которые повышают уровень безопасности. Luxoft в партнерстве с Daimler AG разрабатывает платформу для информационно-развлекательной системы автомобилей Mercedes. Из последних представленных разработок компании Intellias - система определения и прогнозирования активности пешеходов и других участников дорожного движения, чтобы предсказать опасные ситуации на дороге.
Но не все так радужно, как может показаться на первый взгляд.
Олег Боярин:
46% - это IT аутсорсинг. По сути - «экспорт мозгов», в то время, как все эти инновационные идеи и решения могли быть реализованы на отечественных предприятиях. Консолидируя лучшее, что мы имеем в автопроме и IT, и используя свои преимущества, у Украины есть шанс стать сильным игроком в мировой автоиндустрии.
Как видим, есть все основания предполагать, что в ближайшие 10-15 лет три тенденции навсегда изменят автомобильную промышленность: электрификация транспортных средств, автономное вождение и общая мобильность. И на этот раз будет недостаточно просто выживать в условиях рынка, сокращая расходы. Чтобы сохранить конкурентоспособность, автомобильные компании должны мыслить на два-три шага вперед, в ускоренных темпах инвестируя в новые технологии и адаптацию существующих процессов.
Среди проектов Группы компаний «Атолл Холдинг» есть свои разработки для автомобильной промышленности в рамках индустрии 4.0.
Олег Боярин:
Наша компания уже пытается быть на шаг впереди и занимается разработкой умных решений для автоиндустрии. В частности - создается новая концепция дилерского предприятия в контексте индустрии 4.0. Зарубежные исследования показывают, что 99,58% клиентов в автосалонах недовольны процессом покупки автомобиля. Речь идет о затяжной процесс оформления, ожидания и т.д. Мы хотим упростить этот процесс, сделать его user-friendly путем диджитализации процесса и последующего контроля за ним, обрезание лишних этапов и передачи функционала, ранее реализовался вручную, компьютерным системам, чтобы человеку не приходилось выполнять монотонную повторяющуюся работу. Это лишь маленький шаг конкретно нашей компании к глобальной цели - сделать Украину видимой и значимой на автомобильной карте Европы и мира. Цель, которая может быть реализована при поддержке государства, грамотной стратегии и, в первую очередь, правильный ответ на вопрос: какой мы хотим видеть нашу страну? Как сырьевой придаток Европы? Или как сильную индустриальную страну, способную заявить о себе?