Украина стоит перед вызовами новой промышленной революции Индустрии 4.0, и в контексте необходимости перезагрузки украинской экономики все чаще поднимается тема отраслевых кластеров.
Этот инструмент повышения инвестиционной активности и конкурентоспособности регионов широко распространен в мире. Такие шаги делаются и в Украине. В ноябре 2019 года на производственной площадке завода Еврокар прошел «Форум инициатив. Кластеры», где владельцы передовых компаний региона и представители местной власти обсудили потенциал Закарпатья как пионера развития автомобильного кластера в Украине. Мы поговорили с инициатором создания Закарпатской автомобильного кластера Олегом Петровичем Бояриным, который является владельцем завода «Еврокар» и Главой Федерации автопрома Украины.
Почему именно Закарпатье? Дело в том, что Западная Украина - это перспективный регион в плане привлечения иностранных инвестиций благодаря ряду факторов. Во-первых, это выгодное логистическое расположение рядом с емким рынком стран ЕС. Всего в 2-х км находится автомобильный переезд на границе с Венгрией и в 20 км - на границе со Словакией. Во-вторых, - конкурентоспособная рабочая сила, которая намного дешевле, чем в ЕС - в среднем почти вдвое.
Мы можем наблюдать, как активно в Украине развивается производство автокомплектующих для глобальных автоконцернов. За последние 15 лет в Украине появилось более 35 заводов и 35 тыс. рабочих мест. И подавляющее их большинство находится именно в Западной Украине, где создается мощный автомобильный кластер.
Преимущества Украины уже оценили крупные производители автокомплектующих, которые разместили свои производственные мощности в Западной Украине - LEONI, Kromberg & Schubert, Sumitomo Electric Bordnetze, Yazaki и другие. Около 75% автомобильной проводки для европейского рынка произведено именно на украинских заводах.
Олег Боярин:
Только в Закарпатской области создано около 30 предприятий в сфере автомобильной промышленности, а инвестиции, привлеченные в развитие автомобильной отрасли области, составляют около 51% инвестиций региона.
В частности, в области расположены такие крупные предприятия:
Кроме того, в области находится индустриальный парк «Соломоново» - современная промышленная территория, построенная на основе гринфилд-системы, которая уже обеспечена необходимой инфраструктурой для размещения производства. Здесь, на одной территории, могут разместиться предприятия-производители комплектующих для автомобилей. Сосредоточение производств комплектующих для автомобилей в одном месте выгодно для целого ряда автомобильных концернов.
Олег Боярин:
Создание такого «автоштата» в Закарпатье, рядом с границами четырех европейских государств, выгодно вдвойне. ИП Соломоново имеет сильный потенциал, чтобы стать сердцем кластера автомобильной промышленности в Украине.
И это только в Закарпатской области. В других же регионах Западной Украины построены заводы таких всемирно известных компаний, как Leoni, Fujikura. Bosch, Bader, Kromberg & Schubert, Sumitomo и другие.
Олег Боярин:
Только за последние 5 лет в Западной Украине открылось около 10 заводов. Но могло быть и больше. И должно быть больше. Это всего лишь капля, около 5% от того, что могло быть инвестировано в Закарпатье. Имея сильный инвестиционный потенциал, регион нуждается в поддержке в части защиты иностранных капиталовложений, привлечении новых инвестиционных проектов в регионе.
Вместо этого правительство отвергает уже опробованы во всем мире эффективные инструменты: специальные экономические зоны (СЭЗ), таможенные и налоговые стимулы для деятельности индустриальных парков и т.д.
В результате сегодня инвесторы больше рассматривают Сербию, Румынию, Турцию как площадки для развития промышленного производства, чем Украину, так это случилось, например, с новым заводом Škoda Auto.
Олег Боярин:
Компания, определяя по поручению Volkswagen Group потенциальное место для нового мультибрендового завода, после тщательного анализа сократила выбор до 4 стран Восточной и Юго-Восточной Европы. Украина же не попала в шорт-лист перспективных площадок для расширения производственных мощностей. Можно сказать, что страна даже не вступала в борьбу ... за 1,4 млрд евро инвестиций, 5000 новых рабочих мест и возможность производства 300 000 автомобилей в год с уровнем экспорта 4,5 млрд евро.
Автопром сегодня переживает кардинальные изменения. Двигатель внутреннего сгорания проигрывает конкуренцию с электрическими претендентами. Владение автомобилем становится необязательным в эпоху Uber. Регулирующие органы штрафуют компании, которые не делают достаточно для сокращения выбросов углекислого газа. Глобальные продажи автомобилей впервые за десятилетие сокращают темпы роста. Основные автомобильные компании потратят более 300 млрд долларов в течение следующих пяти-десяти лет на разработку электромобилей. Они должны переоборудовать фабрики, переобучить работников, реорганизовать свои сети поставщиков и переосмыслить саму идею владения автомобилем.
Олег Боярин:
Для автопроизводителей эти инвестиции являются вопросом выживания. Если они не адаптируются, они могут устареть. Это касается и Украины. Нам выпал уникальный шанс – запрыгнуть в этот поезд Индустрии 4.0 и стать не объектом, а субъектом автомобильной индустрии. И, скорее всего, больше таких шансов нам не представится. Только в нашем случае – мы можем не устареть, а полностью исчезнуть с автомобильной карты Европы и мира в целом.
Чтобы не превратиться в страну потерянных возможностей, Украине важно осуществить инвестиционный прорыв. Объединить усилия власти, бизнеса, образования и IT, предложив потенциальным партнерам арсенал стимулов как минимум на уровне соседних стран, чтобы получить шанс конкурировать за приход в страну транснациональных компаний и превратиться в кластер инновационного автопроизводства.
У нас есть опыт других государств, например, Турция, Венгрия, Словакия. Как правило, такие страны предлагают привлекательный пакет стимулов - создание инфраструктуры, преференциальный импорт компонентов, комплектующих и оборудования или даже возврат части вложенных инвестиций.
Например, Словакия для прихода в страну KIA вернула около 15% инвестиций. Результат очевиден - доля автопрома в ВВП этой страны выросла до 9%. А в Украине - 0,01%, на уровне статистической погрешности.
Олег Боярин:
Такая уступка со стороны государства - это своеобразный гамбит в большой игре за инвестиции: отдать малое, чтобы получить гораздо больше. Проблема в том, что страна находится в искаженной парадигме. Украинский бизнес и общество работают на власть, а, в идеале, должно быть наоборот - власть должна работать на бизнес и общество.
Нам необходимо изменение подхода в этом треугольнике. И сделать это возможно, только консолидировав усилия. К сожалению, когда все хорошо, мы сложно идем на коммуникацию, на возможность объединения. Искать варианты начинают, когда становится хуже. Так неужели нам нужно дойти до крайности, чтобы наконец понять, что надо научиться договариваться между собой? И понимать, и слушать друг друга.
Закарпатье, где за последние годы заработало столько предприятий с иностранными инвестициями, за короткий срок развилось и стало регионом с автомобильным кластером. Но этот кластер пока невидимый для страны. Развивать его и распространять инициативу на другие регионы - это задача и бизнеса, и власти. Нужно объединяться, чтобы наш голос стал четким и понятным, чтобы доносить аргументированную позицию до тех людей, которые принимают решения.
Олег Боярин:
В области действуют известные мировые производители, но они не известны для тех людей, которые живут в Украине. Мы хотим эту несправедливость исправить, хотим, чтобы эти предприятия были заметны и понятны. Чтобы все знали: Украина продает не только зерно и интеллект, но и высокотехнологичную продукцию, которую мы можем производить. Хотим, чтобы автомобили «Made in Ukraine» стали известны и воспринимались во всем мире как синоним качества, надежности и стиля.