Об условиях работы в свободной экономической зоне «Закарпатье», возможности развития производства в Закарпатской области и о государственной промышленной политике Федерация работодателей автомобильной отрасли Украины поговорила с исполнительным директором ООО «Ядзаки Украина» Милошем Босаком.
Уважаемый господин Босак. В первую очередь, разрешите от имени редакции поздравить Вас и ваше предприятие с вступлением в Федерацию работодателей автомобильной отрасли Закарпатья. «Ядзаки» – всемирно известный японский бренд, этим все сказано. Не так ли?
Верно, могу только для точности добавить, что ООО «Ядзаки Украина» создано 23 октября 2002 года, решением учредителей корпорации «Ядзаки» (Япония) и ее дочерней компании «Ядзаки Европа» (Кёльн, Германия) с целью производства электрокабельной продукции для автомобильной промышленности.
Инвестиции корпорации в этот проект составили 31,7 млн. евро. Это крупнейшая промышленная инвестиция Японии в экономику Украины.
Вашими основным рынком сбыта является Украина, или же вы работаете на европейского потребителя?
Мы работаем на внешние рынки. Сейчас заказчиком компании является немецкий автомобильный концерн Volkswagen, который выпускает около 9 млн. автомобилей ежегодно. Запуск проекта Volkswagen дал компании возможность значительно расширить производство, увеличить количество рабочих мест и выйти на качественно новый технологический уровень. Сегодня в компании «Ядзаки Украина» работает более 1400 человек.
К слову, в 2013-2014 гг. корпорация "Ядзаки" увеличила объемы своих инвестиций в экономику Украины. Дополнительные инвестиции составили 1,3 млн. евро.
При таких объемах инвестиций наверняка компания является бюджетообразующей для региона. Каковы планы на будущее?
На период с июля 2015 года по июнь 2016 года запланированный объем инвестиций составляет 1,1 млн. евро. В этот же период планируются переговоры по получению новых проектов, которые дают возможность заполнить 15% оставшейся вместимости территории завода. ООО «Ядзаки Украина» способно развивать и другие проекты, но для этого нам необходима дополнительная площадь помимо существующего завода.
Учитывая такие существенные объемы инвестиций и столь масштабные планы, не могу не спросить о том, какие основные риски видит перед собой компания на пути к дальнейшему развитию в современных украинских реалиях?
Тут следует в первую очередь начать с перманентных рисков – а именно постоянных изменений регуляторной среды. Когда компания начинала свою деятельность, она работала в рамках СЭЗ «Закарпатье» со всеми соответствующими преимуществами. Де факто, именно их наличие, наряду с удобной логистикой рядом с Европой, и поспособствовало решению создать производство именно в этом регионе. Хозяйствующим субъектам СЭЗ «Закарпатье» изначально предоставлялись предусмотренные законом льготы при осуществлении операций по обслуживанию транзитных грузов,их хранению, доработке, сортировке, упаковке, предоставлению транспортно-экспедиторских, агентских и связанных с ними финансовых услуг, торговле, а также применению новейших технологий с целью производства товаров для экспорта и поставок их на внутренний рынок. Эти льготы включали в себя: режим специальной таможенной зоны, который предусматривал осуществление экспортно-импортных операций с производственными материалами и оборудованием с освобождением от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов и НДС; сниженную ставку налога на прибыль предприятий (2/3 от общей ставки); налогообложение доходов нерезидентов – в размере 2/3 установленной ставки; освобождение от сборов в Государственный инновационный фонд; освобождение от обязательной продажи поступлений в иностранной валюте.
Но длилось это недолго, уже в 2005 году с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25 марта 2005 все льготы субъектам СПРЕД в Украине были ликвидированы. Но вскоре трем субъектам СЭЗ «Закарпатье» (ООО «Ядзаки Украина», ООО «Джейбил Серкит Юкрейн Лимитед», ООО ПСМ) как добросовестным инвесторам Постановлением КМУ «Некоторые вопросы ввоза (пересылки) товаров в специальные (свободные) экономические зоны и вывоз товаров за их пределы» (от 30 ноября 2005) было разрешено продолжить реализацию инвестиционных проектов на прежних условиях, но и этот инструмент был заменен в последствии правительством в2012 году в связи с принятием Налогового и Таможенного Кодексов.
В такой ситуации производить стало невыгодно?
Не выгодно развиваться. Более того, почти невозможно. Регуляторные условия поменялись в одночасье. А инвестиции и бизнес-модель остались прежними. Государство просто в один день отменило исполнение своих обязательств. Точка. Но страшно даже не это, а скорее то, что при отмене льгот мы остались с чистыми обязательствами на нашей стороне, к тому же с ограничениями на дальнейшее развитие. Суть в том, что одним из способов расширения нашего предприятия с привлечением дополнительных иностранных инвестиций может стать создание филиалов (отделений) в депрессивных регионах Закарпатья, где высокий уровень безработицы.
Однако, компания расположена в СЭЗ «Закарпатье», а действующим Законом Украины «О СЭЗ «Закарпатье» (ст. 6 закона) прямо запрещает иметь филиалы (отделения) за пределами специальной экономической зоны (в отличии от других СЭЗ в Украине), что фактически ограничивает привлечение дополнительных инвестиций для нашего расширения на территории Закарпатья.
Выходит, льгот для субъектов СЭЗ практически не осталось, в то же время все ограничения действуют в полной мере, что создает впечатление, что у нового инвестора лучше инвестиционный климат, нежели у инвестора, который годами работает в СЭЗ «Закарпатье», верно? Что остается делать компании-участнику СЭЗ в таком случае?
По нашему мнению, инвестиционный климат Закарпатья мог бы значительно улучшиться в случае предоставления на законодательном уровне возможности создания предприятиями филиалов (отделений) за пределами СЭЗ «Закарпатье», на которые должны распространяться те же самые таможенные режимы, как и для основного предприятия для обеспечения возможности гибкого перемещения сырья и материалов между филиалами. Регистрация данных филиалов должна происходить с предварительным согласованием с органом управления и органами государственной налоговой и таможенной службы. Для этого необходима законодательная инициатива, над которой мы и собираемся работать совместно с ФРА.
Впрочем, на данном этапе бизнес сталкивается с тем, что нужная модификация законов, касающихся СЭЗ, в данный момент не является приоритетной, и СЭЗ «Закарпатье» может потерять потенциальное увеличение инвестиций от уже существующего инвестора такого как ООО «Ядзаки Украина».