Будущее Украины: Устойчивое отставание vs Динамичное развитие
Будущее Украины: Устойчивое отставание vs Динамичное развитие

Вследствие бездумной экономической политики украинских властей на протяжении последних десятилетий наше государство стремительно скатывается на обочину мировой экономики. Мы стремительно отстаем от цивилизованных государств и уже на уровне экспертной среды не краснея признаем: нынешняя Украина - страна третьего мира. Хотя в силу ряда факторов могла бы успешно конкурировать со многими странами. Как минимум - Восточной Европы.

Стабилизировать экономику Украины, экономически укрепляться и расти сможем только в том случае, если привлекать прямые иностранные инвестиции, и откроем в Украине такие же высокотехнологичные производства, как в Европе или США.

 

Институты или инструменты в борьбе за инвестора?

На фоне критического снижения уровня прямых иностранных инвестиций в стране много дискутируют о необходимости создания тех или иных институтов по привлечению инвестиций. Однако я абсолютно убежден, дискутируем не о том, ведь сегодня в сфере привлечения инвестиций действует ряд государственных институтов, в том числе институты Администрации Президента, правительства, Верховной Рады, 25 областных администраций, 25 областных советов, 500 районных администраций, 494 районных совета, ряд агентств, офисов и центров как общегосударственного, так и региональных уровней. Все эти институты уже функционируют. Другой вопрос - насколько эффективно.

Проблема в том, что мы создаем институты, а инструментов привлечения инвестиций нет. Но в стране до сих пор остается неурегулированной государственная политика по работе с инвестором, что означает отсутствие политической воли создать благоприятную инвестиционную среду, отсутствие стратегии привлечения инвестиций и технологии работы с инвестором. До сих пор существует подозрительное отношение к инвесторам, настороженность и гипертрофированное чувство коррупционной составляющей почему именно в инвестиционной практике.

Сегодня, кроме дешевой рабочей силы, Украина не имеет никаких преимуществ перед странами-конкурентами, которые борются за инвестора. Зайдите на сайт Кабинета Министров и убедитесь: сейчас правительству абсолютно нечего предложить. Дешевая рабочая сила - унизительное для страны явление, это не конкурентное преимущество, а позорный результат работы украинской власти.

 

Из Украины не только выкачивают мозги, а уж отрывают наши руки

Не может не волновать то, что властями Украины закладывается фундамент устойчивого отставания экономики в геометрической прогрессии. Поясню. За последние несколько лет наблюдаем устойчивые негативные тенденции в экономике страны - снижение ВВП, инфляционные процессы, увеличение доли сырьевого экспорта, дестабилизация валютного рынка, критическое снижение уровня инвестиций, отсутствие инноваций и собственных технологий, уничтожение внутреннего потребительского рынка, массовая трудовая миграция, недейственная управленческая государственная модель и в конце отсутствие условий для развития бизнеса, что приводит к динамичному спаду. Мы отставали и раньше, но сегодня мир начал меняться чрезвычайно стремительно, и если Украина не пойдет в этом динамичном развитии хотя бы нога в ногу с другими странами - это отставание в геометрической прогрессии.

 

По вопросу устойчивого отставания из жизни приведу только два примера

Гражданин соседней Венгрии при покупке электромобиля может сдать бензиновое или дизельное авто, при этом государство гарантированно компенсирует ему до 9000 евро. В Украине в настоящее время в 10 раз уменьшается акциз на б/у импортные автомобили. Очевидно разница ощутима. Венгрия заботится о развитии, о будущем, в том числе об экономии энергоресурсов, экологию и здоровье нации. А что в Украине? Создаем кладбище старых, ненужных европейцам автомобилей, уничтожаем окружающюю среду и подвергаем опасности здоровье своих граждан.

Еще один пример устойчивого отставания. Каких-то 15 лет назад происходило движение инвестиций с Запада на Восток, который наполнял рабочими местами регионы Польши, Венгрии, Словакии, граничащих с Украиной. В рамках трансграничного сотрудничества и из-за невозможности обеспечения рабочей силой ряд инвестиционных проектов, руководство этих регионов советовало обратить внимание инвесторов на инвестиционные преимущества и конкурентные возможности приграничных регионов Украины. Благодаря такому эффективному трансграничному сотрудничеству на территории нашего государства разместили свое производство известные транснациональные компании, львиная доля которых и сегодня работает в Украине.

Сейчас соседние страны, понимая важность иностранных инвестиций для экономического развития и их роль в создании рабочих мест, открывают рекрутинговые компании в Украине и официально трудоустраивают наших граждан за рубежом. Обеспечивая общежитием, питанием, а также услугами детских садов, предлагают тот уровень дохода (в среднем 700-1000 евро), который за 3-5 лет обеспечит приобретение собственной недвижимости.

Вопрос: многие из этих Украинцев вернутся домой? Сегодня, как это ни прискорбно, из Украины уже не только выкачивают мозги, но и отрывают наши руки.

 

Простые решения, или для чего идти в ЕС окружной дорогой?

Чему учит нас зарубежный опыт и можем ли мы учиться на собственном? Примеры Венгрии, Словакии, Турции, Чехии, «восточноазиатских тигров», даже Румынии очень красноречиво свидетельствуют, что на этапе переходной экономики для страны критически важно привлечение прямых иностранных инвестиций и перенос высокотехнологичных производств на свою территорию.

Но мы можем учиться привлекать инвесторов не только на зарубежном, но и на собственном опыте. В качестве примера можем взять один из регионов Украины - Закарпатскую область, в которой почти за три года (2001-2004 гг.) Произошли чудеса экономических преобразований. За этот период создано 19000 рабочих мест, привлечено 150 млн долл прямых иностранных инвестиций, почти в 5 раз увеличился внешнеторговый оборот (до 13 млд долл в год). Область стала магнитом привлечения брендов с мировым именем, таких как Skoda, Volkswagen, Yazaki, Flextronics, Philips, ИКЕА и др.

В один день государство ликвидировала все льготы для СЭЗ и интерес к Украине молниеносно исчез. После этого на Закарпатье не зарегистрировано ни одного масштабного инвестиционного проекта, а предыдущие задекларированные договоренности об инвестировании в размере более 1 млрд долл сегодня выглядят как несбыточная мечта.

К сожалению, наши политики не умеют стратегически мыслить и недооценивают важность формирования благоприятной инвестиционной среды для обеспечения экономического роста. Не понимают даже очевидного: кратчайший путь Украины в Евросоюз лежит не через внешнюю политику, а через экономическую интеграцию. Когда в государстве присутствует критическая масса транснациональных компаний, вопросы евроинтеграции, а следовательно и присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС решится гораздо быстрее. Кроме того в крупного мирового бизнеса появится серьезный капитал в Украине, поэтому инвесторы будут бороться за свой экономический интерес на территории нашего государства. Я убежден, что если бы в Украине была сосредоточена критическая масса транснациональных компаний, то было бы значительно легче находить поддержку в Брюсселе и, кстати, с помощью большого мирового бизнеса проще было бы сдерживать аппетиты Москвы. Хотя нашим политикам-популистам стратегически моделировать и просчитывать некогда.

 

Как выиграть бешеную конкуренцию за инвестора?

Почему прямые иностранные инвестиции настолько важны и почему они - лучший толчок к развитию экономики? Потому что инвестиции - это новые рабочие места, рост доходов населения, пример новых технологий, отчисления в бюджеты, увеличения экспорта, а значит - и стабилизация национальной валюты. Кроме того это формирование платежеспособного потребительского внутреннего рынка.

Привлечение прямых иностранных инвестиций, перенос производств по системе как гринфилд так и браунфилд - это первый шаг, первотолчок до стабилизации экономической ситуации в Украине.

Смотрим на вещи реально: в мире бешеная конкуренция за инвестора. Есть очень интересные зарубежные примеры, когда в государствах с благоприятным инвестиционным климатом действуют различные типы особых экономических зон, при этом в конкурентной борьбе ускоренными темпами создаются особые инвестиционные условия под одного инвестора.

В частности, когда концерн Daimler AG принимал решение о размещении нового производства, в последний этап тендера вышли две страны - Венгрия и Словакия. Вице-премьер Венгрии заявил, что сделает все для того, чтобы инвестиции пришли именно в их страну. Срочно был собран парламент и внесены изменения в законодательную базу, которые поддержали и провластные, и оппозиционные депутаты. В результате в Венгрии открылось производство Mercedes. А это на начальном этапе 2500 рабочих мест и 250 млн евро инвестиций. Сегодня проект активно развивается.

Еще один пример. Когда Польша и Словакия соревновались в предоставлении условий для размещения производства компании Jaguar Land Rover, правительство Словакии не мешкая принял решение компенсировать производителю 9% инвестиций. Такая государственная политика стимулировала Jaguar выбрать Словакию, инвестировав в страну более 17 млд долл и создав более 3800 рабочих мест.

Такие примеры мировой борьбы за инвестора позволяют сделать следующие выводы: о темпах принятия решений на государственно-управленческом и законодательном уровне и об исключительности таких решений даже под одного инвестора. Это ярко демонстрирует, как другие страны борются за свое экономическое будущее, несмотря на стабильные условия для развития и успешной интеграции в международную торговую систему.

А по темпам Украины, то в противовес вышеприведенном, приведу только один пример относительно Закона Украины «Об индустриальных парках». Закон принят еще в 2012 году, и несмотря на его неэффективность и отсутствие реальных результатов привлечения инвестиций, только в 2016-м году Верховная Рада Украины на пороге принятия законодательных изменений, предусматривающих стимулирующие условия для привлечения инвесторов в индустриальные парки. Как с такими темпами и подходами Украина может конкурировать со странами-соседями?

Нужно четко осознать: инвесторы не придут, если не понять, что за них надо бороться и для них нужно создавать соответствующие условия. Прежде всего следует изменять правовое поле, создав на законодательном уровне кейс конкурентных инвестиционных преимуществ Украины. Раз настаиваю на том, что необходимо стимулировать развитие индустриальных парков, возродить инвестиционные режимы специальных экономических зон и территорий приоритетного развития, адаптировав их с новым законодательством.

 

Совершенно очевидно: если Украина не начнет работать над привлечением иностранных инвестиций, если правительство срочно не включится в разработку кардинально нового законодательного поля для формирования благоприятного инвестиционного климата государства, мы можем потерять шанс конкурировать с другими странами за капитал большого мирового бизнеса. Убежден, от грамотной политики стимулирования инвестиций сегодня зависит экономическое будущее Украины и интеграция в мировое экономическое пространство.

REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее