Интервью Денисенко Анны, координаторки проекта городских исследований ЛУН.Мисто
Интервью Денисенко Анны, координаторки проекта городских исследований ЛУН.Мисто

Чем дышат жители Киева, загрязняет воздух больше и как сделать город экологичнее - говорили с координатором проекта городских исследований ЛУН.Мисто Анной Денисенко.

Скажите, пожалуйста, комфортная ли жизнь в Киеве и какие самые главные элементы определяют этот показатель?

Загрязнения, commute time и цена - мы определяем следующие три составляющие комфорта в городе.

Загрязнение - это и экологическая ситуация - качество воздуха, уровень озеленения, и, например, шумовое загрязнение.

Commute time - это сколько времени надо потратить, чтобы добраться из пункта А в пункт Б. Здесь и трафик, пробки, и уровень охвата инфраструктурой, например, детскими садами.

Цена - это сколько надо заплатить, чтобы почувствовать себя в комфортном городе.

Поэтому составляющих комфорта много, и наш проект городских исследований анализирует каждую из них. Благодаря этому каждый желающий сможет дать собственный ответ на вопрос «комфортная ли жизнь в Киеве?».

Командой проекта городских исследований ЛУН.Мисто разработана карта с данными качества воздуха в Киеве, которая определяет уровень загрязненности воздуха в реальном времени. Скажите, пожалуйста, в каких регионах города наиболее чистый и наиболее загрязненный воздух?

В Киеве за 80-90% загрязнения воздуха ответственный транспорт (конечно, нельзя весь транспорт под одну гребенку и ставить в один ряд авто, которые отвечают современным эко-стандартам, и авто не отвечают). Поэтому, если хотите дышать чистым воздухом - лучше проводите больше времени подальше от дорог с интенсивным движением.

А зависимость качества воздуха от района, микрорайона мы сейчас исследуем.

Как давно Вы занимаетесь измерением качества воздуха? Есть ли какая-то динамика - ситуация со временем улучшается или ухудшается? Изменились показатели загрязненности воздуха в период карантина?

Над сетью измерения качества воздуха ЛУН Город Air мы работаем более двух лет. В сентябре 2020 запустили ее в Киеве и пригороде. Сейчас в Киевской агломерации качество воздуха в реальном времени измеряет более 80 наших станций.

По общей динамики. Мы анализировали данные Центральной геофизической обсерватории с 1998 года. По ряду примесей является ухудшение - их в воздухе стало больше.

О влиянии локдауну - ПРООН в Украине и ПРООН в Молдове совместно с Европейским космическим агентством анализировали этот вопрос. Если коротко: в крупнейших промышленных регионах ситуация с качеством воздуха во время локдауну улучшилась. В Киеве же во время прошлогоднего локдауну показатели PM2.5 и PM10 (мелкодисперсной пыли) наоборот выросли. Потому что у нас причина загрязнения не в промышленности.

Какие показатели загрязнения воздуха Вы учитываете в своих исследованиях?

Наша сеть станций измеряет уровень мелкодисперсной пыли - PM 1, PM 2,5, PM 10. Частицы PM 2,5 в 30 раз меньше диаметра волоса, поэтому могут проникать в наши легкие и даже кровь. Это приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, заболеваниям дыхательной системы, влияет на работу мозга, затрудняет ход ковида.

Расскажите пожалуйста, какие главные загрязнители воздуха в Киеве? В других городах? Средний возраст парка легковых автомобилей в Украине - 22,7 лет, что более чем вдвое больше, чем в ЕС. Как это влияет на состояние экологии в городе?

В Киеве главная причина проблем с воздухом - транспорт. По данным Case Украина, 28% украинского автопарка составляют автомобили, вообще не соответствуют никаким нормам, и их выбросы в 4,5 раза превышают суммарные выбросы остальных 72%.

Есть воздух в Киеве достаточно чистым и безопасным для жизни жителей? Скажите, пожалуйста, чем рискуют жители города с загрязненным воздухом?

В течение осени 2020-весны 2021 наши станции регулярно фиксируют превышение концентрации мелкодисперсной пыли. Летом ситуация, скорее всего, улучшится, но не потому, что станет меньше выбросов - просто благодаря метеоусловиям, которые не будут способствовать накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы. То есть грязный воздух уходитиме вверх. Загрязненный воздух является самым большим риском для здоровья всех экологических угроз, по данным Всемирной организации здравоохранения. Поэтому эту проблему надо решать, в этом заинтересованы мы все.

Понимая ситуацию с высоким уровнем загрязненности воздуха в Киеве, которые Вы назвали, какие условия для решения этой проблемы? Или постепенный переход на электротранспорт создаст положительную тенденцию в преодолении загрязненности воздуха?

Чтобы дышать стало приятно, нужно создавать альтернативу персональному транспорту - удобный, быстрый, надежный общественный транспорт, популяризировать его. Ситуацию с воздухом улучшат и развитие велоинфраструктуры.

Пока в Киеве мы видим обратную тенденцию - уровень пробок за прошлый год только вырос.

Переход на электроавтомобили, современные авто также будет способствовать позитивным изменениям. Но пробки так и не исчезнут.

Планируете ли Вы распространять этот проект в других регионах? Какие новые социальные проекты ЛУН планируются в будущем?

Так, планируем, но это пока секрет :)

Будем делать новые полезные исследования по качеству инфраструктуры. И еще много чего. Следите за новостями у нас на сайте и в телеграмм-канале.

И напоследок – немного о Вас 

Что бы Вы предложили сделать каждому?

Начать изменения с себя. Например, вспомнить, насколько экологично ваше авто и как часто вы используете его без необходимости.

Каким Вы видите идеальный город?

Идеальный город это тот - где хочется растить детей и внуков.

Если бы вы могли стать персонажем книги или фильма, то каким?

Урбан-супер-вумен - хоп и навела порядок в городе :))

Спасибо за внимание и уделенное время!

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №80 (20.04.2021) Автомобили без водителя. Утопия или вызов?
REVIEW №80 (20.04.2021)

Автомобили без водителя. Утопия или вызов?

Смотреть далее