История принятия базового закона
Закон "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств" №2739 от 08.08.2012г. был принят ВРУ по инициативе МЭРТ в развитие присоединения Украины к Женевской Соглашения и необходимости выполнения именно экологических норм и стандартов ЕС.
На текущий момент в Европейском Союзе по экологической безопасности действуют три Директивы ЕС № № 72/306, 88/77, 2005/55 в разных редакциях, которые устанавливают требования к выбросам вредных веществ с выхлопными газами двигателей транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3, а также экологическую классификацию транспортных средств по классам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Кроме этого, указанные директивы устанавливают сроки введения требований того или иного экологического класса.
На сегодня ЕС создает еще более жесткие экологические условия для транспортных средств с тем, чтобы к 2050 году экономика стран ЕС была почти без выбросов.
Упомянутый закон как раз и ввел новые экологические стандарты и сроки их введения в Украине:
не ниже уровня "ЕВРО-3" - с 1 января 2013 года,
не ниже уровня "ЕВРО-4" - с 1 января 2014 года,
не ниже уровня "ЕВРО-5" - с 1 января 2016 года,
не ниже уровня "ЕВРО-6" - с 1 января 2018 года.
При этом важным моментом было именно то, что автомобили, которые не соответствуют экологическим стандартам не могут в принципе пересечь таможенную границу Украины.
Суть предлагаемых изменений в законопроекте 5470
Фактически предлагается пропускать на таможенную территорию Украины все транспортные средства без определения соответствия ТС установленных экологических стандартов и перенести точку определения соответствия конкретного автомобиля экологическим стандартам на этап проведения первой регистрации ТС.
На взгляд экспертов Федерации в указанный проект документа заложено несколько серьезных проблем, с которыми столкнется страна, в случае принятия данного закона.
1. Проблема с выполнением Украиной упомянутого Женевского Соглашения. Украине достаточно сложно будет объяснить, почему мы допускаем внутреннюю эксплуатацию, и более того, допуск на таможенную территорию страны автомобилей с несоответствующими экологическими стандартам.
2. Экологическая проблема, связанная как со старым автопарком страны в Европе, так и с общей экологической ситуацией в стране, в т.ч. вызванной большим количеством вредных выбросов транспортными средствами, экологические стандарты которых не соответствуют существующим стандартам ЕС.
3. Потеря страной контроля за ввозимыми автомобилями. В случае принятия законопроекта возникает новая угроза, когда Украина не сможет контролировать ни количество, ни качество завезенных автомобилей, а соответственно не сможет и контролировать дальнейшую судьбу таких автомобилей. Прежде всего, это обусловлено тем, что таможня уже не контролирует, а регистрационные органы еще не контролируют ввозимые автомобили, которые не соответствуют экологическим нормам и отечественным стандартам. Таким образом недобросовестные покупатели смогут ввозить такие автомобили, эксплуатировать их на таможенной территории Украины и не регистрировать их. Фактически мы создадим еще одну проблему, аналогичную сегодняшнему ввозу автомобилей с иностранной регистрацией, когда за последние месяцы в разы увеличилось количество автомобилей с иностранными номерами. Кроме того, ввезенные по такой схеме транспортные средства могут розукомплектовыватьса с целью дальнейшей продажи запасных частей, в результате чего, опять имеем нелегальные доходы при неуплате налогов в бюджет страны.
4. Отсутствие в стране действующего механизма возврата таможенных платежей и сборов налогоплательщику. В случае принятия ВРУ указанного законопроекта Украина может оказаться в сложной ситуации, когда на таможенную территорию будут допущены ТС, которые при их первичной регистрации не смогут ее пройти именно из-за несоответствия экологическим стандартам. Как в таком случае быть с платежами и сборами, которые были уплачены соответствующим плательщиком в государственный бюджет - не понятно. Непонятно также и то, что делать с автомобилем, допущенным на территорию Украины и в то же время, без возможности быть зарегистрированным.