Влияние закона №3251 на авторынок: предварительный обзор
Влияние закона №3251 на авторынок: предварительный обзор

Анализ осуществлен на основе данных по итогам первого месяца с момента вступления в силу закона №3251 и является лишь предварительным обзором результатов действия закона, поскольку такая слабая информационная база не позволяет сделать полноценный статистический анализ.

О результатах действия закона могут свидетельствовать данные по итогам не менее трех месяцев. Статистика по результатам августа отражает лишь ситуативные тенденции и не является показательной. Тем более, что август является одним из наименее активных месяцев в сфере продаж автомобилей, что объясняется традиционным летним сезоном отпусков и снижением деловой активности.

Накануне вступления в действие

Еще до начала действия закон о снижении акциза (№3251) на подержанные иномарки в июле обвалил число сделок с такими авто на 24% по сравнению с прошлогодними показателями, хотя до этого в 2016 году рынок б/у авто ежемесячно демонстрировал только рост [1].

Рынок б/у автомобилей по месяцам

 

Данные: AUTO-Consulting

Что касается рынка новых автомобилей, в июле усилиями всех операторов удалось реализовать 5448 автомобилей, что на 4,6% больше, чем за аналогичный месяц годом ранее. И хотя по итогам 7 месяцев зафиксирован рост продаж на 41,7%, июльские показатели свидетельствовали, что потенциал для дальнейшего роста авторынка уже исчезает.

Влияние закона на авторынок: первые статистические данные

1 августа 2016 вступил в силу закон №3251 о снижении акциза на подержанные авто.

С момента вступления в силу закона процедуру растаможивания по новым правилам уже прошли 1315 применяемых авто [2].

Эти показатели на 15% выше результаты продаж б / у автомобилей в июле и на 43% ниже результаты продаж б / у автомобилей в августе прошлого года.

Динамика первичного рынка б/у автомобилей

 

Данные: Укравтопром; ДФС

Больше всего оформлений авто по сниженным ставкам произошло на таможнях западных областей. В частности, с 1 августа Львовская таможня оформила 199 таких автомобилей, Ивано-Франковская - 161, Волынская - 118.

При этом за первые 15 дней действия закона по сниженным ставкам акциза было растаможено 562 автомобиля.

В течение первой недели, когда заработал закон №3251, был зафиксирован рост интереса к теме пригона автомобилей из Европы. Однако этот интерес носил скорее ознакомительный характер: люди больше интересовались, выясняли нюансы, где взять сертификат, какую сумму можно везти наличными и тому подобное.

Уже со второго недели августа импорт в Украину подержанных иномарок, которые подпадают под действие закона о пониженном акцизе, активизировался. Рост числа таких автомобилей фиксировали в подразделениях Госфинслужбы во Львовской, Закарпатской, Волынской, Ровенской, Киевской и ряде других областей Украины [3].

Что касается рынка новых автомобилей, в августе, несмотря на спад деловой активности, объем продаж увеличился. Усилиями всех операторов удалось реализовать 5624 новых автомобиля, что на 58% больше, чем год назад, и на 3% больше результатов июля [4].

Динамика рынка новых легковых автомобилей

 

Данные: AUTO-Consulting

О результатах влияния закона №3251 на рынок б/у и новых автомобилей можно будет сказать по итогам 3 месяцев или полугода после вступления закона в действие.

Прогнозы

При таких темпах роста можно спрогнозировать продажи в объеме 15-16 тыс б/у авто в год. Для сравнения: в 2015 зафиксировано 30 тыс. 979 первичных регистраций автотранспортных средств с пробегом, из них - около 14,2 тыс. легковых автомобилей. Зато в пояснительной записке инициаторы закона прогнозировали рост первичных продаж подержанных авто в 2016 году на 20 тыс. шт.

Рост продаж эксперты ожидают в сентябре, когда продавцы и покупатели наладят схемы. В августе будут первые поставки, отработают нюансы, логистику.

Ценовая разница

Для анализа выгоды, которую может получить украинский гражданин при покупке б/у авто за рубежом, мы провели сравнение стоимости SKODA Octavia 2010 года выпуска в Украине (именно Octavia входит в тройку самых популярных автомобилей на рынке вторичных перепродаж и б/у авто) и стоимости аналогичной модели при ввозе ее в Украину из Чехии, Германии и Польши с учетом нового акциза, ввозной пошлины и НДС.

Страна

Украина

Чехия

Германия

Польша

Модель

Octavia

Octavia

Octavia

Octavia

Объем двигателя

1,8

1,8

1,8

1,8

Год выпуска

2010

2010

2010

2010

Цена на рынке у.е.

11500

7980

10120

9899

Акцизный сбор

0

545,22

545,22

545,22

Ввозная пошлина

0

726,18

921,65

900,81

ПДВ

0

1850,28

2317,32

2269,10

Стоимость автомобиля, евро

11500

11102

13904

13615

Зато, после снижения акцизов существенно упали цены на премиум-автомобили стоимостью от 30 тыс. евро. Разница между текущей стоимостью таких автомобилей, которые могут позволить себе только состоятельные люди, и ценой после снижения акцизов составляет 5-11 тыс. евро. Рядовые граждане, которые ориентируются на более дешевые авто, разницу почти не почувствуют, учитывая дополнительные запланированные и непредсказуемые траты. Как можно увидеть по результатам подобного сравнения, стоимость автомобиля будет ниже только в том случае, если ввозить его из Чехии. Однако, такие цифры не включают расходы на визы, услуги посредников, транспортные и другие расходы, связанные с выездом в страны ЕС. Учитывая эти дополнительные расходы, стоимость автомобиля даже при ввозе из Чехии окажется выше, чем стоимость его приобретения в Украине.

Сложности ввоза

При ввозе б/у авто в Украине граждане столкнулись с рядом проблем, основными из которых являются следующие:

  1. Для снижения акциза нужно иметь сертификат происхождения, чтобы избежать ввоза машин с РФ. При отсутствии сертификата на украинской таможне могут возникнуть трудности с оформлением документов.
  2. Если машина стоит более $10 тыс., возникают сложности с оплатой. Согласно закону, вывозить наличными более $ 10 тыс. запрещено, а более дешевых предложений автомобилей, отвечающих нормам Евро-5, практически нет. Есть проблемы и с валютной картой: при единовременном платеже за рубежом на сумму более $10 тыс., информация об операциях попадает в Финмониторинг, который уже в Украине требует отчитаться, откуда деньги.

Теневые схемы

  1. Посредники завышают стоимость автомобиля.
  2. По наиболее привлекательной цене часто продаются «битые» автомобили или имеющие существенные поломки, поэтому надо разбираться в технических вопросах или ехать за автомобилем с консультантом.
  3. На таможне завышают стоимость автомобиля, и все налоги начисляют уже на новые цифры. При этом не принимается во внимание ни официальная сумма, указанная в договоре купли-продажи, ни фактическое состояние авто. По отзывам водителей, у таможенников есть своя сетка, в которой указано, сколько должна стоить та или иная модель. Там учитывается в основном год выпуска и не принимается во внимание техническое состояние автомобиля. То есть, битая машина оценивается как целая.
  4. Не всем водителям считают налоги одинаково. Если есть «выход» на таможню, можно договориться о предоставлении реального инвойса или даже заниженного. Соответственно, налоги в этом случае заметно уменьшаются, хотя за возможность экономить придется платить: указание реальной стоимости авто в документах стоит не менее 300 евро, а заниженной - от 500 евро до нескольких тысяч в зависимости от модели авто и ее стоимости (если речь идет о машине стоимостью под 100 тыс. евро, «скидка» в инвойсе обойдется в 2 тыс. евро) [5].

 

Выводы 

Ожидаемой активизации рынка б/у автомобилей не произошло. Ввоз автомобиля из-за границы сопровождается рядом сложностей и дополнительных затрат. Если гражданин хочет приобрести автомобиль самостоятельно, ему придется пересекать границу, покупать и растамаживать авто. Это дополнительные расходы на визу, проживание и поездку. Можно действовать через посредников, но это также дополнительные расходы и риски.

В результате действия закона стало выгодно перегонять дорогие автомобили, бизнес или премиум класса, на которые по сниженным акцизами получается заметная разница в стоимости. Однако из-за сложного экономического положения в стране рядовые граждане не могут позволить себе такие автомобили. Таким образом, закон ориентирован не на средний класс, а на состоятельные слои населения.

Зато появляются теневые схемы, с помощью которых на налоговых льготах для украинских водителей пытаются заработать таможенники и посредники.

 

Более четкая картина появится в сентябре, когда наладятся поставки и схемы ввоза б/у автомобилей из-за рубежа, однако сделать полноценный обзор последствий принятого закона можно только по результатам не менее трех месяцев.

 

Ссылки:

[1] http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=36733 

[2] http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=249271726&cat_id=244277212 

[3] http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=36774 

[4] http://www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=36924 

[5] http://ubr.ua/market/auto/kakie-problemy-voznikli-u-ukraincev-so-vvozom-avto-po-lgotnym-akcizam-424878 

 

 

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее