Позиция Федерации по закону о прекращении выплат держателям международных долговых обязательств Украины
Позиция Федерации по закону о прекращении выплат держателям международных долговых обязательств Украины

Казнить нельзя помиловать. Не далее как позавчера Правительство в поразительно слаженном тандеме с Парламентом в весьма, к слову сказать, сжатые для подобных решений сроки поставила запятую в этом незатейливом предложении, протянув руку помощи… Себе!

Проголосовав за правительственный законопроект, Парламент предоставил Кабмину и местным администрациям право вводить мораторий на выплату по долгам перед внешними коммерческими кредиторами для защиты национальных интересов.

Что ж, шаг весьма рациональный ввиду сложнейшего переговорного процесса по реструктуризации внешнего суверенного долга, вот только правительство в отчаянной попытке спасти себя, не разглядело за деревьями лес. Ведь вопрос ведения переговоров о реструктуризации долгов актуален не только для государственного, но в том числе и частного сектора в первую очередь, ведь:

  • Очевидно, что реальный сектор подвержен макроэкономической дестабилизации, падению экономики и девальвации национальной валюты не меньше, а даже больше, чем государственный, ввиду поддержки последнего в формате более доступного фондирования и «подушки безопасности» в виде макрофинансовой помощи ЕС, МВФ и других сочувствующих организаций. Доступы на рыки длинного и дешевого капитала у частного бизнеса крайне ограничены, как ввиду низкого, если не сказать больше, кредитного рейтинга страны, так и ввиду высоких рисков капиталовложений в текущих условиях.
  • Очевидно, что частные предприятия страны работают в той же стране, что и госпредприятия и имеют те же, зачастую, даже худшие условия, что и госсектор.
  • Очевидно, что частный бизнес потерял почти половину экспортного рынка с закрытием рынка РФ, при том, что, якобы «альтернативный», рынок ЕС по прежнему остается недоступным, ввиду как наличия административных барьеров для входа в формате технических требований\регламентов, квот, так и, не в последнюю очередь, тарифного регулирования.
  • Очевидно, что воюет не только Правительство, воюет вся страна и, в первую очередь, бизнес, неся колоссальную нагрузку в форме фискального давления, снижения выручки и оборота, а также рядовые граждане – население страны.
  • Очевидно, что бизнес не меньше госсектора нуждается в инструментах для реструктуризации своих долгов, и, если в случае с правительством, такой инструмент присутствует и позволит избежать негативных последствий в той или иной мере, посредством использования регуляторной среды, то экстраполирование подобных подходов на частный сектор (в форме приостановления обслуживания долговых обязательств), повлечет за собой значительные негативные последствия в форме судебных тяжб, вплоть до взыскания залогового имущества.
  • Очевидно, что в текущих реалиях спада экономики и продолжения военных действий на Востоке страны, как бизнес, так и госсектор находятся в одинаково неблагоприятных условиях с колоссально высоким уровнем долговой нагрузки без потенциально реальной возможности обслуживания долга, без привлечения новых заемных средств на неподъемных условиях. Круг замкнулся.
  • Очевидно, что если корабль идет ко дну, капитанский мостик тоже не спасти. Они утонут вместе. Это не вопрос вероятности,  а вопрос времени.
  • Очевидно, назревает рациональная и неотвратимая необходимость принятия аналогичных регуляторных условий для бизнеса.

Иначе:

  • Очевидно, что без адекватных и, что немаловажно, своевременных действий по расширению аналогичного подхода для бизнеса в формате нормативно-правового акта - потери частного сектора будут колоссальными.

Вопрос давно уже перешел из плоскости: «Какова вероятность выжить?»  - в плоскость: «Быть или не быть?» - для более, чем восьми тысяч предприятий, генерирующих около 70% ВВП, интересы которых представляет Федерация работодателей Украины. Будем оптимистичны – шансы есть всегда; будем реалистичны – с каждым днем они стремительно приближаются к нулю.

Автор: Пресс-служба Федерации
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее