Прошел третий Ежегодный автомобильный форум, и традиционно, он прошел довольно насыщенно. Но результативно? Вот это и попытаемся кратко выяснить ниже.
Прежде всего, отметим масштабность проводимого мероприятия. Форум быстро и прочно зарекомендовал себя как ключевое место встречи всех основных действующих и потенциальных игроков автопрома Украины. Поэтому и нынешнее мероприятие прошло в обсуждениях и общениях в режиме нон-стоп с участием более 100 руководителей автомобильных компаний из разных стран мира.
Красной нитью через все выступления проходит констатация того факта, что мировой автопром стоит на пороге глобальных трансформаций. И это сигнализирует Украины, что пора менять существующую парадигму ведения бизнеса в автомобильной промышленности: как в производстве, так и в предоставлении услуг в современных условиях диджитализации и цифровизации почти всех сфер жизни.
Вдохновляет то, что и среди спикеров меняется парадигма мышления. Все больше участников отходят от упадочнических лозунгов типа «Пациент (в нашем случае - Украинский автопром) скорее мертв, чем жив». Действительно, будем смотреть правде в глаза: автопроизводство только за последние 5 лет сократилось почти в 8 раз (2018 vs. 2013). Поэтому такие мысли, возможно, и похожи на правду. Но однозначно - не приносят никакой пользы. Зато участники встречи начинают, наконец, смотреть вперед, ища пути реализации потенциала и возможностей. Ведь стартовый «капитал» и потенциал ресурсов у нас достаточно.
Во-первых, это предпосылки для трансформации страны на лоу-кост производственную площадку. Такой путь выбрали для себя большинство европейских стран и не прогадали. Для примера: Словакия ли с нуля выстроила мощную автомобильную промышленность, приложив немало усилий в борьбе за инвестиции, прежде всего, на правительственном уровне. И теперь доля автопрома в ВВП Словакии превышает 10%. А что же в Украине? «Всего лишь» квалифицированная рабочая сила, 90% дешевле, чем в ЕС. И выгодное географическое положение с логистикой максимум три дня до любого крупного промышленного пункта Европы. И затраты на производство одного автомобиля полномасштабным способом в 4 раза ниже, чем, к примеру, в Германии. Что мы хотим этим сказать ... Реализовать словацкий опыт в Украине - это не сценарий фантастического фильма, а полная реальность.
Во-вторых, в Украине развит сектор IT. Уже сейчас в Киеве, Львове, Харькове и других городах Украины создается софт, без которого любой современный автомобиль уже трудно себе представить - программное обеспечение для бортовых систем, мультимедийных комплексов ... Но даже систем беспилотного вождения.
И в-третьих, очевидна приверженность Украинской к экологическому транспорта. И эта заинтересованность, вероятно, будет гораздо больше, если стоимость на зеленые машины будет еще немного ниже (или доходы - выше). И даже больше - электромобильные инициативы активно поддерживаются и на уровне правительства. Жаль только, что это касается только ввоза готовых, в основном подержанных электрокаров, а не их производства на территории Украины. Хотя соответствующие законопроекты и предлагались восемь раз в повестку дня сессий Верховной Рады, но реального рассмотрения и внедрения в жизнь так и не получили. Похоже, быстро у нас решаются вопросы контрабандных схем импорта евроблях ...
Понятно, что ко всем, вроде очевидных преимуществ, надо подходить взвешенно. Например, в Украине одни из крупнейших месторождений лития в Европе - это факт. Казалось бы, чего проще - наладить добычу и стать европейским литиевым центром. Но нет, для разработки литиевых месторождений необходимо пройти несколько кругов бюрократического ада, в частности для получения лицензии на добычу, и вложить сотни миллионов евро инвестиций.
Тем не менее, Украина точно есть от чего отталкиваться, и этот трамплин может поднять страну до уровня передовых игроков глобального рынка автопрома. Но очень не хватает импульса. В частности, со стороны государства. Ведь пока потуги автомобильного бизнеса держаться на плаву напоминают попытку тянуть автомобиль собственноручно, пока у государства есть ключ зажигания.
Что огорчило на западе, то это отсутствие достаточного количество представителей правительства среди участников, заинтересованных услышать проблемы и вызовы бизнес-среды. Ведь едва ли не главным итогом форума был тот факт, что автопром, как реальный генератор доходов в государственный бюджет и рабочих мест в стране, нуждается в поддержке со стороны государства. А при практическом отсутствии на мероприятии представителей этого самого государства, это больше напоминало разговор со стеной: коммуникация якобы состоялась, но практического эффекта вряд ли стоит.
Как бы там ни было, встреча получилась довольно конструктивной. Мы уверены, что такие меры помогают выделить ряд первоочередных проблем и задач, найти поддержку бизнес-партнеров и возможности эффективного развития. Это демонстрируют практические кейсы, которые уже работают и производят обмен ценным опытом. В будущем хотелось бы только практического итоге такой масштабной встречи. Меморандума, обращения к власти, перечня первоочередных шагов.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее