Постскриптум к Третьему Ежегодному автомобильному форуму
Постскриптум к Третьему Ежегодному автомобильному форуму

Прошел третий Ежегодный автомобильный форум, и традиционно, он прошел довольно насыщенно. Но результативно? Вот это и попытаемся кратко выяснить ниже.

Прежде всего, отметим масштабность проводимого мероприятия. Форум быстро и прочно зарекомендовал себя как ключевое место встречи всех основных действующих и потенциальных игроков автопрома Украины. Поэтому и нынешнее мероприятие прошло в обсуждениях и общениях в режиме нон-стоп с участием более 100 руководителей автомобильных компаний из разных стран мира.

Красной нитью через все выступления проходит констатация того факта, что мировой автопром стоит на пороге глобальных трансформаций. И это сигнализирует Украины, что пора менять существующую парадигму ведения бизнеса в автомобильной промышленности: как в производстве, так и в предоставлении услуг в современных условиях диджитализации и цифровизации почти всех сфер жизни.

Вдохновляет то, что и среди спикеров меняется парадигма мышления. Все больше участников отходят от упадочнических лозунгов типа «Пациент (в нашем случае - Украинский автопром) скорее мертв, чем жив». Действительно, будем смотреть правде в глаза: автопроизводство только за последние 5 лет сократилось почти в 8 раз (2018 vs. 2013). Поэтому такие мысли, возможно, и похожи на правду. Но однозначно - не приносят никакой пользы. Зато участники встречи начинают, наконец, смотреть вперед, ища пути реализации потенциала и возможностей. Ведь стартовый «капитал» и потенциал ресурсов у нас достаточно.

Во-первых, это предпосылки для трансформации страны на лоу-кост производственную площадку. Такой путь выбрали для себя большинство европейских стран и не прогадали. Для примера: Словакия ли с нуля выстроила мощную автомобильную промышленность, приложив немало усилий в борьбе за инвестиции, прежде всего, на правительственном уровне. И теперь доля автопрома в ВВП Словакии превышает 10%. А что же в Украине? «Всего лишь» квалифицированная рабочая сила, 90% дешевле, чем в ЕС. И выгодное географическое положение с логистикой максимум три дня до любого крупного промышленного пункта Европы. И затраты на производство одного автомобиля полномасштабным способом в 4 раза ниже, чем, к примеру, в Германии. Что мы хотим этим сказать ... Реализовать словацкий опыт в Украине - это не сценарий фантастического фильма, а полная реальность.

Во-вторых, в Украине развит сектор IT. Уже сейчас в Киеве, Львове, Харькове и других городах Украины создается софт, без которого любой современный автомобиль уже трудно себе представить - программное обеспечение для бортовых систем, мультимедийных комплексов ... Но даже систем беспилотного вождения.

И в-третьих, очевидна приверженность Украинской к экологическому транспорта. И эта заинтересованность, вероятно, будет гораздо больше, если стоимость на зеленые машины будет еще немного ниже (или доходы - выше). И даже больше - электромобильные инициативы активно поддерживаются и на уровне правительства. Жаль только, что это касается только ввоза готовых, в основном подержанных электрокаров, а не их производства на территории Украины. Хотя соответствующие законопроекты и предлагались восемь раз в повестку дня сессий Верховной Рады, но реального рассмотрения и внедрения в жизнь так и не получили. Похоже, быстро у нас решаются вопросы контрабандных схем импорта евроблях ...

Понятно, что ко всем, вроде очевидных преимуществ, надо подходить взвешенно. Например, в Украине одни из крупнейших месторождений лития в Европе - это факт. Казалось бы, чего проще - наладить добычу и стать европейским литиевым центром. Но нет, для разработки литиевых месторождений необходимо пройти несколько кругов бюрократического ада, в частности для получения лицензии на добычу, и вложить сотни миллионов евро инвестиций.

Тем не менее, Украина точно есть от чего отталкиваться, и этот трамплин может поднять страну до уровня передовых игроков глобального рынка автопрома. Но очень не хватает импульса. В частности, со стороны государства. Ведь пока потуги автомобильного бизнеса держаться на плаву напоминают попытку тянуть автомобиль собственноручно, пока у государства есть ключ зажигания.

Что огорчило на западе, то это отсутствие достаточного количество представителей правительства среди участников, заинтересованных услышать проблемы и вызовы бизнес-среды. Ведь едва ли не главным итогом форума был тот факт, что автопром, как реальный генератор доходов в государственный бюджет и рабочих мест в стране, нуждается в поддержке со стороны государства. А при практическом отсутствии на мероприятии представителей этого самого государства, это больше напоминало разговор со стеной: коммуникация якобы состоялась, но практического эффекта вряд ли стоит.

Как бы там ни было, встреча получилась довольно конструктивной. Мы уверены, что такие меры помогают выделить ряд первоочередных проблем и задач, найти поддержку бизнес-партнеров и возможности эффективного развития. Это демонстрируют практические кейсы, которые уже работают и производят обмен ценным опытом. В будущем хотелось бы только практического итоге такой масштабной встречи. Меморандума, обращения к власти, перечня первоочередных шагов.

Источник: Пресс-служба ФРА
REVIEW №73 (18.11.19) Новая парадигма автопрома
REVIEW №73 (18.11.19)

Новая парадигма автопрома

Смотреть далее