Підсумки презентації та обговорення "Автомобілі: їздити не можна утилізувати"
Підсумки презентації та обговорення "Автомобілі: їздити не можна утилізувати"

4 октября 2021 состоялась презентация и обсуждение Концепции утилизации транспортных средств в Украине за организации Федерации автомобильной отрасли Украины совместно с Комитетом по вопросам экологической политики и природопользования и Украинской ассоциацией участников рынка электромобилей EV-UA.

Мероприятие стало площадкой для обсуждения современных мировых тенденций в экологическом направлении, законодательных инициатив, шагов по уменьшению выбросов от транспортных средств и улучшение экологической ситуации в Украине. Ведь в нашей стране каждый четвертый автомобиль подлежит утилизации. Можно представить сколько вредных веществ попадает в воздух и легкие людей от их эксплуатации и к каким последствиям это приводит.

Федерация автопрома Украины (ФАУ) представила концепцию, разработанную совместно с Украинской ассоциацией участников рынка электромобилей EV-UA. В основе Концепции лежит изменение экологической ситуации в государстве из-за снижения количества автомобилей, которые требуют утилизации. Причины фокуса внимания ФАУ к вопросу утилизации автомобилей очевидны, ведь Украина занимает 2 место в мире по старым автопаркам - средний возраст автомобилей составляет 22,7 лет. Такие автомобили являются очагами вредных выбросов в атмосферу. Это, в свою очередь, негативным образом отражается на здоровьи и качестве жизни граждан. Как следствие, по показателю смертности от загрязнения воздуха Украина входит в пятерку стран Европы. Поэтому необходимо в корне менять ситуацию.

Предложен ряд первоочередных шагов по обеспечению эффективного механизма утилизации транспортных средств в Украине и улучшения экологической ситуации, в частности:

  • введение проверки технического состояния транспортных средств;
  • регулирование порядка обращения и управления отходами)
  • создание действенного механизма утилизации автомобилей)
  • введение штрафов за брошенный автомобиль;
  • введение экологического налога за пользование транспортным средством.

Примером четких и планомерных изменений является Европа, к 2050 году планирует достичь углеродной нейтральности. Для воплощения планов в жизнь ЕС сокращает выбросы от транспортных средств и стимулирует развитие электротранспорта. Нам необходимо принимать во внимание пример ЕС и со своей стороны присоединяться к мировому сообществу для сохранения окружающей среды.

Во время обсуждения участники мероприятия представили возможные шаги к решению проблем, стоящих перед производителями и обществом. В частности, Александр Мариковський, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования уверен, что вопросы экологии - это не вопрос сегодняшнего дня, а вопрос будущего, к которому нужно сознательно относиться. Именно из-за распространения экологического сознания граждан можно изменить ситуацию в стране. И законодательное регулирование вопроса экологии может способствовать этому. Народный депутат отметил, что сейчас ожидает своего принятия законопроект №2207-1-д об управлении отходами, предусматривающий расширение ответственности производителя или импортера к производимой им продукции.

Экономическую составляющую к вопросу экологии и промышленности в Украине раскрыл Дмитрий Кисилевский, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития. Он совершил акцент на необходимости создания таких условий в Украине, чтобы рынок бывших в употреблении автомобилей снижался, а рынок новых авто - рос. По его мнению, первый шаг для этого страна уже сделала - приняв законы по развитию экологического транспорта. Следующий шаг - развитие индустриальных парков, которые в тандеме с принятыми законами об экологическом транспорт могут создать прекрасную возможность для привлечения инвестиций и развертывания производства автомобилей в Украине. А это в свою очередь решит проблему бывших в употреблении транспортных средств в нашей стране.

Законодательное регулирование технического осмотра транспортных средств осветил Сергей Александров, Руководитель экспертной группы по безопасности перевозок опасных грузов Директората по безопасности на транспорте Министерства инфраструктуры Украины.

Министерством инфраструктуры Украины разработан проект закона, который предусматривает изменение подхода к субъектам, которые осуществляют технический контроль. В частности, будут создаваться соответствующие меры по самой процедуры прохождения технического осмотра транспортными средствами (видео фиксация процедуры) и предполагается государственный надзор за субъектами, которые будут осуществлять ТО. Представитель МИУ отметил, что сейчас законопроект прошел общественное обсуждение и правительственный комитет. Теперь для введения технического осмотра требуется одобрение Кабинетом Министров Украины и принятия Верховной Радой.

Больше о негативном воздействии на окружающую среду от выбросов, вызванных транспортом резюмировал Андрей Малёваный, Председатель Государственной экологической инспекции Украины. В среднем один автомобиль выбрасывает 700 кг в год парниковых газов (CO2) и других вредных веществ, которые могут привезти к заболеваниям легких, сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Выбросы от транспорта занимают львиную долю выбросов в атмосферу в больших городах, - рассказывает Андрей. Сегодня Украина взяла экологический курс, в частности, приняв на государственном уровне Второй Национально определенный вклад Украины с Парижским соглашением (НВВ2). Для его реализации необходимо многое сделать не только на государственном уровне, но и на местном. Именно муниципальные программы генерального планирования, озеленение, транспортной инфраструктуры должны создаваться, учитывая экологическую оценку.

Поддержал мнение Вадим Игнатов, заместитель Председателя Правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей EV-UA, который отметил, что в Европе от загрязненности воздуха умирает ежегодно 500 тысяч человек - это больше, чем от ДТП. Из-за загрязненного воздуха в Киеве ежегодно наблюдается прирост до 1,5 тыс человек заболеваемости раком. Путями решения проблемы господин Вадим видит в уменьшении количества автомобилей, переходе на электротранспорт и внедрении экологического налога. Последний из которых не только пополняет бюджет но и регулирует вопросы экологии по принципу «платит тот, кто загрязняет». В Европе от экологического налога ежегодно поступает около 330 млрд евро, это около 6% от всех налогов в ЕС.

Как видим, вопросы экологии касаются всех сфер жизнедеятельности человека. От качества воздуха зависит жизнь людей и будущее страны. И какую основу мы заложим сейчас, такие будут и последствия. Надеемся, законодательные инициативы, которые наработаны народными депутатами и исполнительной ветвью власти по улучшению экологии найдут свое отражение в принятых нормативно-правовых актах, а экологическое сознание украинский ближайшее время станет нормой.

REVIEW №82 (27.10.2021) Мировая пандемия автопромышленности
REVIEW №82 (27.10.2021)

Мировая пандемия автопромышленности

Смотреть далее