Официальная позиция ФРА по легализации автомобилей с иностранной регистрацией
Официальная позиция ФРА по легализации автомобилей с иностранной регистрацией

Федерация работодателей автомобильной отрасли в первую очередь выступает за дешевые автомобили для украинцев. Однако легализация безналогового ввоза автомобилей с иностранной регистрацией создает крайне неравные условия для украинских граждан. Государство не может допускать двойственность системы, когда одни граждане платят налоги, а другие пользуются лазейками в законодательстве и ввозят автомобили, не платя в бюджет ни копейки. Правила игры, в данном случае - законодательство, должно быть одинаковым для всех.

Поэтому, учитывая текущую ситуацию на рынке, которая фактически мешает работе и официальных автодилеров и автопроизводителей, и участников рынка, надо максимально быстро найти решение на законных основаниях и перевести автомобильный рынок в цивилизованное русло.

Если руководствоваться цифрами, в 2016 году с целью транзита было ввезено более 123 тыс. иномарок с иностранной регистрацией. Это создает огромного масштаба проблемы, такие как очереди на таможнях, ситуации на дорогах и тому подобное. Кроме того, массовый неурегулированный ввоз старых автомобилей, не соответствующих действующим экологическим стандартам, урожает экологической ситуации страны из-за большого количества вредных выбросов. В Украине и так наблюдается катастрофическое старение автопарка - по состоянию на текущий год средний возраст автомобиля составляет около 19,6 лет. Это второе место после Кубы. То есть, мечтами мы уже в ЕС, а в реальности - даже не близко. А такими темпами скоро еще и подвинем Кубу с первого места этого антирейтинга.

Кроме того, неурегулированый ввоз автомобилей с иностранной регистрацией - это проблема не только участников рынка, но также вопрос безопасности на дорогах. Старые авто являются потенциально аварийно-опасными и могут угрожать безопасности на дорогах. В приграничных областях, для которых особенно актуален ввоз такого транспорта, почти каждое второе серьезное ДТП - это аварии с участием авто с иностранной регистрацией. Если же виновник аварии на таком авто скрылся с места происшествия, разыскать его можно, но довольно сложно - надо обращаться в таможню или через иностранца, на которого зарегистрировано авто, выходить на украинском покупателя. Это приводит к отсутствию наказания нарушителей дорожного движения и их неправомерных поступкам на дороге.

Напомним, что с 1 августа 2016 вступил в силу закон №3251 о многократном снижении акцизов на подержанные иномарки. И только за 9 месяцев действия закона рынок б/у автомобилей вырос на 171%. Для сравнения - рынок новых авто за этот же период вырос только на 33%. Таким образом, лазейка для легального ввоза б/у автомобиля уже существует, и она открывает достаточно возможностей, чтобы, заплатив минимальное количество налогов, легально ввезти автомобиль в Украину, владеть им и пользоваться. Следовательно, тот месседж, который был заложен в рамках этого законопроекта - удешевить б/у автомобили для украинцев - уже выполнен на законодательном уровне.

Сегодня же люди требуют разрешить ввозить нерастаможенные авто. Вопрос - что будет завтра? Они выступят за отмену пошлины на все товары или на какие-то конкретные категории, которые они также будут ввозить якобы для временного пользования? Что получит от этого государство? Пожалуй, ничего. Хотя нет. Что-то получит. Проблемы на дорогах и на таможне - раз. Потерю средств, которые должны поступать в бюджет - два. Потерю рабочих мест официальных импортеров, дилеров, автопроизводителей и СТО, которые будут вынуждены закрыть свой бизнес - три. Дальнейшую тенизацию рынка авто - четыре. Загрязненную окружающую среду - пять.

Поэтому надо максимально быстро создавать равные условия для всех. Важной предпосылкой для этого является, прежде всего, общее упорядочение рынка. Не нужно постоянно менять законодательство - его нужно выполнять. Для этого, в частности, важным является создание единой базы МВД и ДФС в отношении ввозимых и зарегистрированных транспортных средств, активные совместные отработки сотрудников полиции и таможни по проверке транспортных средств на иностранных номерах на факт легального пребывания в стране.

Законопроект №5567, который ослабляет налогообложение для автомобилей старше 7 лет на 0,3% ставки, является только одним из вариантов. По нашему мнению, он не решает проблему в целом. Один из вариантов, который мы видим, понимая сложную социальную ситуацию в стране, - это одновременная легализация уже ввезенных авто - определенная амнистия, которая будет принята за определенный период времени, в течение которого автомобили могут быть легализованы. После этого - полное упорядочение рынка, приведения его к нормам действующего законодательства Украины и жесткий контроль его выполнения. В качестве примера можно привести соседние страны, которые вводят налоги пользования автомобилем на иностранных номерах - около 10 евро в месяц, что также значительно цивилизует рынок. Кроме того, это позволит упростить те условия, которые сейчас существуют, то есть легализовать и снять острую социальную проблему, убрать людей с улиц, которые блокируют законодательные решения и поддерживают легализацию автомобилей с иностранной регистрацией, и в дальнейшем упорядочить рынок, чтобы все участники действовали в соответствии с законодательными нормами и требованиями.

У людей, которые оплатили все налоги за свое авто, текущая ситуация вызывает возмущение не только с точки зрения социального неравенства, которую создают такие условия, но и от того, что их авто, купленные в Украине, стали намного дешевле, то есть окончательная стоимость ТС значительно уменьшилась. Поэтому люди победнели, и вместе с тем позволили соседям ввезти авто без уплаты налогов, создав таким образом прецедент, который может иметь угрожающие масштабы, экстраполируя его на другие товарные группы. Поэтому здесь самое важное - найти компромисс и упорядочить ситуацию в одно время, и уже после того закрыть все лазейки в законодательстве. Потому что если мы поставим под вопрос тот факт, один закон для всех или он различен для разных категорий граждан, то это может привести к другим вопросам - нужны ли вообще налоги и зачем их платить, наконец, вообще поставит под сомнение необходимость существования государства как такового.

 

 

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее