Федерация работодателей автомобильной отрасли в первую очередь выступает за дешевые автомобили для украинцев. Однако легализация безналогового ввоза автомобилей с иностранной регистрацией создает крайне неравные условия для украинских граждан. Государство не может допускать двойственность системы, когда одни граждане платят налоги, а другие пользуются лазейками в законодательстве и ввозят автомобили, не платя в бюджет ни копейки. Правила игры, в данном случае - законодательство, должно быть одинаковым для всех.
Поэтому, учитывая текущую ситуацию на рынке, которая фактически мешает работе и официальных автодилеров и автопроизводителей, и участников рынка, надо максимально быстро найти решение на законных основаниях и перевести автомобильный рынок в цивилизованное русло.
Если руководствоваться цифрами, в 2016 году с целью транзита было ввезено более 123 тыс. иномарок с иностранной регистрацией. Это создает огромного масштаба проблемы, такие как очереди на таможнях, ситуации на дорогах и тому подобное. Кроме того, массовый неурегулированный ввоз старых автомобилей, не соответствующих действующим экологическим стандартам, урожает экологической ситуации страны из-за большого количества вредных выбросов. В Украине и так наблюдается катастрофическое старение автопарка - по состоянию на текущий год средний возраст автомобиля составляет около 19,6 лет. Это второе место после Кубы. То есть, мечтами мы уже в ЕС, а в реальности - даже не близко. А такими темпами скоро еще и подвинем Кубу с первого места этого антирейтинга.
Кроме того, неурегулированый ввоз автомобилей с иностранной регистрацией - это проблема не только участников рынка, но также вопрос безопасности на дорогах. Старые авто являются потенциально аварийно-опасными и могут угрожать безопасности на дорогах. В приграничных областях, для которых особенно актуален ввоз такого транспорта, почти каждое второе серьезное ДТП - это аварии с участием авто с иностранной регистрацией. Если же виновник аварии на таком авто скрылся с места происшествия, разыскать его можно, но довольно сложно - надо обращаться в таможню или через иностранца, на которого зарегистрировано авто, выходить на украинском покупателя. Это приводит к отсутствию наказания нарушителей дорожного движения и их неправомерных поступкам на дороге.
Напомним, что с 1 августа 2016 вступил в силу закон №3251 о многократном снижении акцизов на подержанные иномарки. И только за 9 месяцев действия закона рынок б/у автомобилей вырос на 171%. Для сравнения - рынок новых авто за этот же период вырос только на 33%. Таким образом, лазейка для легального ввоза б/у автомобиля уже существует, и она открывает достаточно возможностей, чтобы, заплатив минимальное количество налогов, легально ввезти автомобиль в Украину, владеть им и пользоваться. Следовательно, тот месседж, который был заложен в рамках этого законопроекта - удешевить б/у автомобили для украинцев - уже выполнен на законодательном уровне.
Сегодня же люди требуют разрешить ввозить нерастаможенные авто. Вопрос - что будет завтра? Они выступят за отмену пошлины на все товары или на какие-то конкретные категории, которые они также будут ввозить якобы для временного пользования? Что получит от этого государство? Пожалуй, ничего. Хотя нет. Что-то получит. Проблемы на дорогах и на таможне - раз. Потерю средств, которые должны поступать в бюджет - два. Потерю рабочих мест официальных импортеров, дилеров, автопроизводителей и СТО, которые будут вынуждены закрыть свой бизнес - три. Дальнейшую тенизацию рынка авто - четыре. Загрязненную окружающую среду - пять.
Поэтому надо максимально быстро создавать равные условия для всех. Важной предпосылкой для этого является, прежде всего, общее упорядочение рынка. Не нужно постоянно менять законодательство - его нужно выполнять. Для этого, в частности, важным является создание единой базы МВД и ДФС в отношении ввозимых и зарегистрированных транспортных средств, активные совместные отработки сотрудников полиции и таможни по проверке транспортных средств на иностранных номерах на факт легального пребывания в стране.
Законопроект №5567, который ослабляет налогообложение для автомобилей старше 7 лет на 0,3% ставки, является только одним из вариантов. По нашему мнению, он не решает проблему в целом. Один из вариантов, который мы видим, понимая сложную социальную ситуацию в стране, - это одновременная легализация уже ввезенных авто - определенная амнистия, которая будет принята за определенный период времени, в течение которого автомобили могут быть легализованы. После этого - полное упорядочение рынка, приведения его к нормам действующего законодательства Украины и жесткий контроль его выполнения. В качестве примера можно привести соседние страны, которые вводят налоги пользования автомобилем на иностранных номерах - около 10 евро в месяц, что также значительно цивилизует рынок. Кроме того, это позволит упростить те условия, которые сейчас существуют, то есть легализовать и снять острую социальную проблему, убрать людей с улиц, которые блокируют законодательные решения и поддерживают легализацию автомобилей с иностранной регистрацией, и в дальнейшем упорядочить рынок, чтобы все участники действовали в соответствии с законодательными нормами и требованиями.
У людей, которые оплатили все налоги за свое авто, текущая ситуация вызывает возмущение не только с точки зрения социального неравенства, которую создают такие условия, но и от того, что их авто, купленные в Украине, стали намного дешевле, то есть окончательная стоимость ТС значительно уменьшилась. Поэтому люди победнели, и вместе с тем позволили соседям ввезти авто без уплаты налогов, создав таким образом прецедент, который может иметь угрожающие масштабы, экстраполируя его на другие товарные группы. Поэтому здесь самое важное - найти компромисс и упорядочить ситуацию в одно время, и уже после того закрыть все лазейки в законодательстве. Потому что если мы поставим под вопрос тот факт, один закон для всех или он различен для разных категорий граждан, то это может привести к другим вопросам - нужны ли вообще налоги и зачем их платить, наконец, вообще поставит под сомнение необходимость существования государства как такового.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее