Официальная позиция Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины относительно проекта закона №3251, направленного на стимулирование развития рынка бывших в употреблении транспортных средств
Официальная позиция Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины относительно проекта закона №3251, направленного на стимулирование развития рынка бывших в употреблении транспортных средств

В настоящее время на рассмотрении Верховной Раде Украины находится проект Закона «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ" Переходные положения "Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств (№3251)».

Хотим сообщить Вам о последствиях в случае принятия данного законопроекта.

От имени компаний - участников Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины информируем Вас о текущем состоянии автомобильного рынка Украины:

  1. Объем конечных продаж легковых и коммерческих автомобилей по итогам 2015 составил 50 932 ед. Это в 4,2 раза меньше, чем было в 2013 г., и в 13 раз меньше, чем в 2008 г. В том числе, объем производства внутри страны по итогам 2015 составил 8244 ед., что составляет 71,3% падения по сравнению с предыдущим, также неудачным годом.
  2. Текущее количество заводов производителей автомобильного транспорта в Украине - 12, из них почти половина в полностью или частично законсервированном состоянии в ожидании позитивных изменений на рынке, и более 300 производителей авто компонентов и комплектующих, из которых около трех десятков - совместные предприятия с иностранными инвестициями.
  3. Количество компаний официальных импортеров составляет 40, представляющие на рынке 60 автомобильных брендов. Количество официальных дилерских центров достигает около 1000.
  4. Объем инвестиций со стороны резидентов Украины и иностранных компаний за последние 20 лет в строительство автосалонов, СТО, производственных площадок - более 2,0 млрд. евро.
  5. Количество занятых в автомобильной отрасли (официальный импорт и дистрибуция, официальные дилеры - продажа и сервис, заводы-производители и поставщики комплектующих) - более 50 000 рабочих.
  6. Объем уплаченных основных налогов (НДС, таможенная пошлина, акциз) официальными импортерами новых легковых автомобилей за 9 мес. 2015 составил - 4,2 млрд. грн., А по итогам 2015 превысит 5,5 млрд грн. (Данные предоставлены Министерством финансов Украины).

Федерация работодателей автомобильной отрасли представляет интересы национального автомобилестроительного бизнеса, не поддерживает указанный проект закона.

1. Главной задачей проекта закона №3251 является стимулирование продажи подержанных авто. Но рынок б / у автомобилей стимулирования не нуждается. Об этом свидетельствуют цифры и факты.

По оценкам экспертов, рынок импортных подержанных автомобилей в значительной степени является так называемым «серым рынком».

Статистика свидетельствует, что по итогам 2014 году объем подержанных автомобилей составили 43,1 тыс. ед. и выросли почти в 10 раз по отношению к предыдущему периоду. Более того, в 2014 год был настолько удачным для рынка б/у автомобилей, что на конец года превысил объемы рынка новых автомобилей, чем полностью нивелировал предпосылки для развития рынка новых авто.

В 2015 году в сегменте легковых автомобилей произошло беспрецедентный рост продаж. Если в 2014 году количество первичных регистраций бывших в эксплуатации автомобилей составила 3629 единиц, то 2015 год этот показатель увеличился почти в четыре раза - до 14 тыс. 228 единиц. При этом, состав первой тройки лидеров остался неизменным: Renault уверенно удержал первое место с результатом 4495 автомобилей, что в 7,6 раза превысило цифру 2014 года. На второй позиции рейтинга - Volkswagen (2507 штук), который увеличил предыдущий результат почти в 9 раз и сместил на третью позицию автомобили Smart, которых было зарегистрировано 2144 штук, что в 5,8 раз больше, чем годом ранее.

В январе 2016 года на сегменте легковых автомобилей первичные регистрации б/у авто увеличились в 2,6 раз по сравнению с января 2015 года и составили 719 штук. Почти треть этого количества составила марка Renault, с количеством 235 шт. (+122%) уверенно занимает первую строчку рейтинга.

В феврале 2016 на отечественном первичном рынке б/у автомобилей зафиксирован небольшой спад активности. Бывшие в употреблении легковые автомобили заняли 17% февральского первичного рынка - 845 единиц, что на 3% меньше показателя февраля 2016 года, но на 18% больше, чем в январе 2016. Лидерство уверенно удерживает марка Renault (234 шт.), на втором месте шестой месяц подряд Volkswagen (137 шт.), на третье место с результатом 81 автомобиль вышел Opel.

В этих условиях, когда на первичном рынке б/у автомобилей происходит бум продаж, уменьшение акцизного налога являются экономически необоснованными и приведет к обратному результату - снижению уровня наполняемости бюджетов всех уровней и новый виток роста уровня безработицы в регионах.

2. Несоответствие Конституции Украины

Нарушается определенная частью пятой статьи 94 Основного Закона Украины процедура вступления в силу, поскольку проектом установлена ​​дата вступления в силу 1 января 2016 года, а он в случае принятия будет опубликован в 2017 году. Поэтому имеет место обратное действие закона во времени, а это не соответствует части первой статьи 58 Конституции Украины.

3. Искажение европейского опыта является прямой дорогой к экологической катастрофе в стране в целом и экологической безопасности ее граждан.

Мировой исторический опыт, в том числе опыт стран ЕС, показывает, что стратегия налоговой либерализации рынка подержанных автомобилей является ошибочной. Интересен опыт соседней Польши, которая при вступлении в Европейский Союз снизила ставки пошлины на б/у авто с 35% до 10%, а также отменила НДС. В результате принятого решения о либерализации рынка б/у авто за 1,5 года рынок новых автомобилей упал с 360 тыс. ед. до 230 тыс. ед. На фоне почти двукратного падения рынка новых автомобилей, рынок б/у авто составил более 70% от регистраций. Стоит также дополнительного учесть, что в то время в Польше не было других, кроме либерализации, негативных макроэкономических факторов на рынке, в отличие от Украины, авторынок которой выживает в условиях нестабильности, девальвации и 58% падения доходов населения. То есть, в результате такого недальновидного решения Польша вместо прогнозируемого роста рынка в 1,5 раза получила почти двукратное падение рынка новых автомобилей. В нашем случае, при условии проведения подобной либерализации рынка б/у, рынок новых автомобилей, который по прогнозам должен составить около 50-55 тыс. авто в 2016 году, просядет до 15-20 тыс. ед. Учитывая тот факт, что порог безубыточности для автомобилестроительных заводов составляет 25 тыс. ед., все национальные заводы-производители автомобилей, а также производители комплектующих и смежных с автомобильной отрасли предприятия остаются без шанса на выживание. Импортерский бизнес станет нерациональной бизнес моделью, поэтому 30 украинских официальных импортеров вынуждены будут закрыться.

4. Несоблюдение экологических стандартов Евро-4 и Евро-5

Украина согласно взятым на себя международных обязательств внесла изменения в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» №2739 от 07.06.2005 г.., Которыми с 2016 года ввела экостандарт Евро-5.

Однако, по данным экспертов, за 2014-2015 лет таможенными органами Украины было осуществлено растаможка достаточно большого количества импортируемых транспортных средств с указанием их соответствия экологическому стандарту "Евро-4", в то время как на самом деле такие автомобили в большинстве случаев отвечали только экологическому стандарту "ЕВРО-3", а в некоторых случаях - и "Евро-2".

Кроме того, статистика свидетельствует об имеющейся в Украине проблеме старения автопарка, которая достигла угрожающих масштабов. Так, по состоянию на начало 2016 года, более половины (53,4%) занимают автомобили производства еще СССР и стран СНГ. При этом средний возраст составляет около 19,6 лет. Для сравнения, в странах ЕС средний возраст автопарка составляет около 10 лет. В Российской Федерации средний возраст автопарка приближается к европейскому и составляет 12,5 лет. Именно поэтому, из-за принятия невзвешенного законопроекта Украины добровольно превратится в авто свалку, а угроза техногенной катастрофы в Украине станет нашей реальностью.

5. Средства по бывшие в употреблении легковые автомобили поступают в страну-агрессора.

В связи с девальвацией российского рубля и политикой компаний производителей, цены на новые автомобили в Российской Федерации ниже украинских цен на аналогичные автомобили.

Марка/модель

Цена в Украине (у.е.)

Цена в РФ (у.е.)

Разница

Daewoo Matiz

4770

3883

22,8%

Lada Granta седан

6600

4531

45,7%

Renault Logan New

10656

5442

95,8%

Hyundai Accent/Solaris

14792

7090

108,6%

Skoda Octavia A7

17815

10857

64,1%

Toyota Corolla

14660

10377

41,3%

Toyota Camry

27014

16675

62%

Mazda 6

21849

15571

40,3%

Renault Duster

13634

7779

75,3%

Toyota RAV4

21626

15247

41,9%

Такая же тенденция наблюдается с легковыми автомобилями, которые были в использовании. При таком уровне цен увеличивается количество ввозимых с территории Российской Федерации, а средства украинских покупателей поступают в страну-агрессора.

Таким образом, учитывая все приведенные выше факты, осознавая значительную экономическую и экологическую угрозы для страны, Федерации работодателей автомобильной отрасли еще раз высказывается против принятия проекта закона «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ" Переходные положения "Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка б транспортных средств» №3251 от 07.10.2015 года и призывает учесть позицию национальных автопроизводителей, дилеров, официальных импортеров, а также производителей комплектующих и прилегающих к автомобильной отрасли предприятий, а также интересы страны в целом. Федерация подчеркивает необходимость управления исключительно государственными интересами, а не популистскими заявлениями и желанием заигрывать с электоратом, что являются единственными лейтмотивом лоббирования подобных законопроектов депутатами ВРУ.

С официальным пресс-релизом ВААИД относительно этого законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

 

 

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее