В настоящее время на рассмотрении Верховной Раде Украины находится проект Закона «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ" Переходные положения "Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств (№3251)».
Хотим сообщить Вам о последствиях в случае принятия данного законопроекта.
От имени компаний - участников Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины информируем Вас о текущем состоянии автомобильного рынка Украины:
Федерация работодателей автомобильной отрасли представляет интересы национального автомобилестроительного бизнеса, не поддерживает указанный проект закона.
1. Главной задачей проекта закона №3251 является стимулирование продажи подержанных авто. Но рынок б / у автомобилей стимулирования не нуждается. Об этом свидетельствуют цифры и факты.
По оценкам экспертов, рынок импортных подержанных автомобилей в значительной степени является так называемым «серым рынком».
Статистика свидетельствует, что по итогам 2014 году объем подержанных автомобилей составили 43,1 тыс. ед. и выросли почти в 10 раз по отношению к предыдущему периоду. Более того, в 2014 год был настолько удачным для рынка б/у автомобилей, что на конец года превысил объемы рынка новых автомобилей, чем полностью нивелировал предпосылки для развития рынка новых авто.
В 2015 году в сегменте легковых автомобилей произошло беспрецедентный рост продаж. Если в 2014 году количество первичных регистраций бывших в эксплуатации автомобилей составила 3629 единиц, то 2015 год этот показатель увеличился почти в четыре раза - до 14 тыс. 228 единиц. При этом, состав первой тройки лидеров остался неизменным: Renault уверенно удержал первое место с результатом 4495 автомобилей, что в 7,6 раза превысило цифру 2014 года. На второй позиции рейтинга - Volkswagen (2507 штук), который увеличил предыдущий результат почти в 9 раз и сместил на третью позицию автомобили Smart, которых было зарегистрировано 2144 штук, что в 5,8 раз больше, чем годом ранее.
В январе 2016 года на сегменте легковых автомобилей первичные регистрации б/у авто увеличились в 2,6 раз по сравнению с января 2015 года и составили 719 штук. Почти треть этого количества составила марка Renault, с количеством 235 шт. (+122%) уверенно занимает первую строчку рейтинга.
В феврале 2016 на отечественном первичном рынке б/у автомобилей зафиксирован небольшой спад активности. Бывшие в употреблении легковые автомобили заняли 17% февральского первичного рынка - 845 единиц, что на 3% меньше показателя февраля 2016 года, но на 18% больше, чем в январе 2016. Лидерство уверенно удерживает марка Renault (234 шт.), на втором месте шестой месяц подряд Volkswagen (137 шт.), на третье место с результатом 81 автомобиль вышел Opel.
В этих условиях, когда на первичном рынке б/у автомобилей происходит бум продаж, уменьшение акцизного налога являются экономически необоснованными и приведет к обратному результату - снижению уровня наполняемости бюджетов всех уровней и новый виток роста уровня безработицы в регионах.
2. Несоответствие Конституции Украины
Нарушается определенная частью пятой статьи 94 Основного Закона Украины процедура вступления в силу, поскольку проектом установлена дата вступления в силу 1 января 2016 года, а он в случае принятия будет опубликован в 2017 году. Поэтому имеет место обратное действие закона во времени, а это не соответствует части первой статьи 58 Конституции Украины.
3. Искажение европейского опыта является прямой дорогой к экологической катастрофе в стране в целом и экологической безопасности ее граждан.
Мировой исторический опыт, в том числе опыт стран ЕС, показывает, что стратегия налоговой либерализации рынка подержанных автомобилей является ошибочной. Интересен опыт соседней Польши, которая при вступлении в Европейский Союз снизила ставки пошлины на б/у авто с 35% до 10%, а также отменила НДС. В результате принятого решения о либерализации рынка б/у авто за 1,5 года рынок новых автомобилей упал с 360 тыс. ед. до 230 тыс. ед. На фоне почти двукратного падения рынка новых автомобилей, рынок б/у авто составил более 70% от регистраций. Стоит также дополнительного учесть, что в то время в Польше не было других, кроме либерализации, негативных макроэкономических факторов на рынке, в отличие от Украины, авторынок которой выживает в условиях нестабильности, девальвации и 58% падения доходов населения. То есть, в результате такого недальновидного решения Польша вместо прогнозируемого роста рынка в 1,5 раза получила почти двукратное падение рынка новых автомобилей. В нашем случае, при условии проведения подобной либерализации рынка б/у, рынок новых автомобилей, который по прогнозам должен составить около 50-55 тыс. авто в 2016 году, просядет до 15-20 тыс. ед. Учитывая тот факт, что порог безубыточности для автомобилестроительных заводов составляет 25 тыс. ед., все национальные заводы-производители автомобилей, а также производители комплектующих и смежных с автомобильной отрасли предприятия остаются без шанса на выживание. Импортерский бизнес станет нерациональной бизнес моделью, поэтому 30 украинских официальных импортеров вынуждены будут закрыться.
4. Несоблюдение экологических стандартов Евро-4 и Евро-5
Украина согласно взятым на себя международных обязательств внесла изменения в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» №2739 от 07.06.2005 г.., Которыми с 2016 года ввела экостандарт Евро-5.
Однако, по данным экспертов, за 2014-2015 лет таможенными органами Украины было осуществлено растаможка достаточно большого количества импортируемых транспортных средств с указанием их соответствия экологическому стандарту "Евро-4", в то время как на самом деле такие автомобили в большинстве случаев отвечали только экологическому стандарту "ЕВРО-3", а в некоторых случаях - и "Евро-2".
Кроме того, статистика свидетельствует об имеющейся в Украине проблеме старения автопарка, которая достигла угрожающих масштабов. Так, по состоянию на начало 2016 года, более половины (53,4%) занимают автомобили производства еще СССР и стран СНГ. При этом средний возраст составляет около 19,6 лет. Для сравнения, в странах ЕС средний возраст автопарка составляет около 10 лет. В Российской Федерации средний возраст автопарка приближается к европейскому и составляет 12,5 лет. Именно поэтому, из-за принятия невзвешенного законопроекта Украины добровольно превратится в авто свалку, а угроза техногенной катастрофы в Украине станет нашей реальностью.
5. Средства по бывшие в употреблении легковые автомобили поступают в страну-агрессора.
В связи с девальвацией российского рубля и политикой компаний производителей, цены на новые автомобили в Российской Федерации ниже украинских цен на аналогичные автомобили.
Марка/модель | Цена в Украине (у.е.) | Цена в РФ (у.е.) | Разница |
Daewoo Matiz | 4770 | 3883 | 22,8% |
Lada Granta седан | 6600 | 4531 | 45,7% |
Renault Logan New | 10656 | 5442 | 95,8% |
Hyundai Accent/Solaris | 14792 | 7090 | 108,6% |
Skoda Octavia A7 | 17815 | 10857 | 64,1% |
Toyota Corolla | 14660 | 10377 | 41,3% |
Toyota Camry | 27014 | 16675 | 62% |
Mazda 6 | 21849 | 15571 | 40,3% |
Renault Duster | 13634 | 7779 | 75,3% |
Toyota RAV4 | 21626 | 15247 | 41,9% |
Такая же тенденция наблюдается с легковыми автомобилями, которые были в использовании. При таком уровне цен увеличивается количество ввозимых с территории Российской Федерации, а средства украинских покупателей поступают в страну-агрессора.
Таким образом, учитывая все приведенные выше факты, осознавая значительную экономическую и экологическую угрозы для страны, Федерации работодателей автомобильной отрасли еще раз высказывается против принятия проекта закона «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ" Переходные положения "Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка б транспортных средств» №3251 от 07.10.2015 года и призывает учесть позицию национальных автопроизводителей, дилеров, официальных импортеров, а также производителей комплектующих и прилегающих к автомобильной отрасли предприятий, а также интересы страны в целом. Федерация подчеркивает необходимость управления исключительно государственными интересами, а не популистскими заявлениями и желанием заигрывать с электоратом, что являются единственными лейтмотивом лоббирования подобных законопроектов депутатами ВРУ.
С официальным пресс-релизом ВААИД относительно этого законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее