Гранты на ветер, или почему деньги дают, а результатов нет
Гранты на ветер, или почему деньги дают, а результатов нет

Ежегодно Украина получает сотни миллионов долларов грантовой помощи от международного сообщества. В частности, такие проекты направлены на развитие экономики, образования, улучшение инфраструктуры, модернизации государственных структур, однако спектр их направленности чрезвычайно широк.

Тем не менее, судя по тому, что состояние этих систем в Украине не улучшается, становится понятным, что такие денежные вливания не эффективны.

Немного статистики

Начиная с 1991 года, в Украину поступило и «освоено» грантов на сумму более $9 млрд. По состоянию на 1 сентября 2015 в Минэкономразвития было зарегистрировано 3289 проектов международной технической помощи, из них - 343 действующих грантов на сумму более 3,3 млрд долларов.

В 2016 году Украина получит более 200 млн евро грантовой помощи, и это только от ЕС. По словам главы представительства Евросоюза в Украине Яна Томбинского, эти средства направлены на реформы децентрализации, государственной службы и помощь украинскому бизнесу в выходе на европейские рынки, а также борьбу с коррупцией, управление государственными ресурсами, включая систему налогообложения и энергоэффективности.

Что касается Закарпатья, в течение 2010-2016 гг. было выделено 54 гранта на общую сумму 4,75 млн евро. При этом 100% грантов по Закарпатью полученные от ЕС.

Чаще всего гранты в Закарпатье получают общественные организации - ими было реализовано 21 проект, а также органы государственного самоуправления (села, города) - 17 проектов.

Кто же эти счастливые получатели международного финансирования? Среди общественных организаций основными реципиентами были:

  • агентство ФОРЗА (5 грантов) - по информации на сайте, организация способствует устойчивому развитию Карпатского региона Украины в экономическом, экологическом и социальном аспектах управления природными ресурсами и развития общин;
  • Звездочка (2 гранта) - Великобычковской поселковый общественная организация, созданная для содействия экономическому и социальному развитию поселка благодаря привлечению инвестиций;
  • Ассоциация студентов-экономистов (3 гранта) - удивительно разноплановая организация, созданная, как указано на официальном портале, с целью удовлетворения и защиты законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общих интересов ее членов.

Таким образом, в течение 2010-2016 гг. только эти три организации получили почти половину из всех грантов, выделенных в рамках этой группы реципиентов (47,6%), и почти пятую часть от всех проектов в регионе (18,5 %). А это больше 1,3 млн евро, получивших только эти организации.

Среди других организаций основную нишу в получении денежной помощи заняли:

  • Агентство регионального развития (4 гранта) - создано для содействия в реализации проектов, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие края, его отдельных регионов, отраслей народного хозяйства;
  • Бассейновое управление Тиса (5 грантов) - по заявленным задачам, имеет целью способствовать эффективной реализации государственной политики в сфере управления, использования, сохранения и воспроизводства водных ресурсов;
  • музеи (2 гранта).

 

Проблемы грантов в Украине

Для Украины в условиях ее сложной экономической ситуации и системными проблемами во многих сферах внешнее финансирование имеет большое значение. Однако так ли эффективна грантовая помощь, как ее рисуют? Попробуем проанализировать, какие проблемы существуют в Украине относительно получения грантов от международных обществ.

1. Ограниченность отдельным направлениям, что интересны и выгодны иностранным донорам, но не всегда возникают важными именно в украинских реалиях. Например, конкурс грантов «Наращивание цифрового потенциала гражданского общества» от Посольства США, направленный на развитие свободы информации через социальные медиа, поддержку независимых блоггеров и содействие цифровом развития в Украине (максимальная сумма каждого гранта - 50 тыс. долларов). Такая инициатива, безусловно, важна для любого демократического общества, однако эта проблема не является первоочередной.

В таком разрезе и некоторые из проектов выглядят откровенно сомнительными, особенно учитывая количество выделенных средств. Для примера можно привести программу правительства США по «повышение среди украинском уверенности в себе» на общую сумму - внимание! - на 36,5 млн долларов. Куда ушли все эти средства - непонятно, однако уверенности в украинском обществе вряд ли прибавилось.

2. Нерациональность выделения финансовых средств. Размер грантовой помощи часто не соответствует поставленным задачам и тем более - достигнутым результатам. Например, та же инициатива по повышению уверенности. Или грантовый проект «Разработка документов для создания трансграничного парка с элементами логистики «Берег-Карпаты» с финансированием в 378 тыс. евро. Зачем выделять такие средства только на разработку проектной документации - большой вопрос, но факт остается фактом: проект завершился в 2013 году, а о дальнейшем переносе этой идеи из бумаги в реальность ничего не слышно.

3. Имитация деятельности организаций. Грантовое финансирование, выделяющееся на конкретные проекты, ограничены во времени и масштабе реализации. Поэтому часто общественные организации имитируют бурную деятельность по проектам, интересным иностранным донорам, вместо того, чтобы вести планомерную системную деятельность в одном направлении. Такой, например, выглядит Ассоциация студентов-экономистов, которая в попытке совместить несовместимое присоединилась к реализации нескольких разнонаправленных проектов. При этом трудно соотнести деятельность организации, например, с проектом «Троянда Карпат», что способствует возрождению виноделия. Тем более учитывая тот факт, что на их счету также проекты «Откройте для себя Ужгород. Первый шаг к познанию Закарпатья »и« Устойчивое использование природных ресурсов малыми предприятиями»...

4. Точечное влияние грантов. Организации реализуют те или иные проекты, созданные специально под определенные гранты, что решает вопрос лишь частично, но не в комплексе. Тем более, что по завершению финансирования проект часто останавливается без дальнейшего развития. А скрыв симптомы и запустив лечение, от болезни не избавиться ...

5. Монополизация «грантового рынка» несколькими организациями, получающими большую часть грантовой помощи. На Закарпатье такими предстают организации ФОРЗА, Бассейновое управление Тиса, Агентство регионального развития, Общество студентов-экономистов, в которых осело около трети финансовых вливаний от иностранных доноров. Зато много новичков не могут пробиться сквозь этих «опытных» грантополучателей, и их проекты отсеиваются по формальным признакам и недостаткам в оформлении заявок.

6. Непрозрачность в системе использования грантов. Описанный и представленный иностранным донорам проект часто не достигает заявленных громких результатов, а общество не имеет возможности проверить эффективность использования денежной помощи в рамках проекта. Мало того - деньги по разным «схемам» исчезают, а задекларированные цели так и остаются невыполненными. В Закарпатье в феврале 2015 подобный скандал возник вокруг освоения гранта Евросоюза на реконструкцию исторического памятника «Совиное гнездо» в Ужгороде. Говорили и о непрозрачно утвержденном проекте, и о злоупотреблениях чиновников на местах, и об отмывании грантовых средств, и о затягивании в разработке документации. Поэтому вместо 2013 работы по реконструкции начались только летом 2015 года - когда до сдачи объекта оставалось менее полугода.

 

Предлагаемые шаги для решения проблемы

Что же можно сделать, чтобы грантовая помощь действительно была помощью для украинского общества и государства в целом? Нужно наладить получение грантов в разрезе следующих аспектов: 

  • Полная прозрачность отчетности за потраченные средства. Расходы по грантовой помощи должны публиковаться самими организациями для проверки эффективности использования денежных ресурсов.
  • Лучший контроль со стороны грантодателей и общества о ходе выполнения и результатах реализованных проектов.
  • Поддержка и продвижение со стороны государства актуальных проектов по завершению финансирования от иностранных доноров.
  • Предотвращение появления монополизации в сфере получения грантовой помощи.

Увеличение потока грантов в Украине должно приводить к активному развитию и поддержке деятельности гражданских инициатив. Сейчас активных подвижек в этих направлениях не наблюдается. Возможно, пришло время что-то менять?

 

В материале использованы данные Министерства экономики и развития Украины, Государственной фискальной службы, информация из официальных источников международных фондов и организаций-грантодателей.

 

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее