Автопром 4.0. Необратимые изменения: будущее за электротягой и IT-технологиями
Автопром 4.0. Необратимые изменения: будущее за электротягой и IT-технологиями

В Киеве 7 ноября состоялся 3-й Ежегодный Украинский автомобильный форум, организованный Strategy Council Федерация автопрома Украины стала информационным партнером мероприятия.

Ни для кого не новость, что украинская автомобильная отрасль находится в стагнации. Однако глобальные трансформации, которые сейчас переживает мировой автопром, дают шанс и для Украины стать наконец не объектом, а субъектом этих изменений.

"Авто с двигателем внутреннего сгорания уйдут в историю. Однако автопром еще больше изменится - по моему мнению, в будущем 50% в структуре себестоимости автомобилей будет IT-составляющую. Такие активные изменения в области открывают окно возможностей, в том числе и для Украины, если правительство будет руководствоваться не только лозунгами, но и конкретными действиями », - отметил Председатель Федерации автопрома Украины Олег Боярин.« Сегодня главная задача - изменить парадигму, существует возможность переосмыслить эту стратегию. Именно для этого мы стараемся создать кластерную инициированного тиву развития автопрома в Закарпатье. В частности, сейчас в Западной Украине активно формируется Закарпатский автомобильный кластер с целью усиления роли автопрома на национальном уровне (Закарпатская автокластерна инициатива). Контрабанда и импорт сегодня находятся в лучших условиях, чем национальный производитель. Что уж говорить о низком спросе на новые автомобили в условиях тотальных льгот для бывших в употреблении авто из Европы. Очевидно, что роль государства в развитии украинской промышленности является ключевой. Ведь в 2008 году вклад авто производства в ВВП Украины составлял 4% ВВП, теперь же это менее 0,01% (на уровне статистической погрешности) », - подчеркнул господин Боярин.

Возможности Украины с точки зрения имеющихся производственных мощностей и конкурентно способных специалистов на рынке труда позволяют надеяться на перемены к лучшему. В частности, затраты на производство одного автомобиля полномасштабным способом в 4 раза ниже, чем, к примеру, в Германии. Но базовых преимуществ, к сожалению, мало, необходима мощная поддержка со стороны правительства. Ведь в это же время другие страны активно борются за инвестиции, предлагая выгодные условия глобальным автомобильным игрокам.

На форуме активно обсуждали вопрос о месторождений лития в Украине и возможность его добычи и обогащения для производства аккумуляторных батарей электромобилей. Рабочая группа по разработке стратегии развития электромобилей уже создана и работает при Министерстве инфраструктуры Украины. Однако, что касается добычи лития, это требует значительных инвестиционных вливаний. Таким образом, нужно искать и другие возможности создания в Украине высокотехнологичных производств, в том числе с привлечением украинских ИТ-специалистов.

Подводя итоги мероприятия, стоит отметить, что наиболее эффективным решением для Украины сегодня должна стать реализация стратегии интеграции, предусматривающий развитие отрасли с помощью привлечения продуктовых, технологических инноваций со стороны более развитых стран и компаний, привлекая местных IT специалистов. Прежде всего государство должно создать режим максимального благоприятствования для внешних инвесторов путем обеспечения особых условий и преференций для их работы, применяя финансовые и другие стимулы. В таком случае возможен взаимовыгодный симбиоз: производитель получает максимальную выгоду и благоприятную среду, а государство - возможность развить стратегически значимую отрасль. По этому пути пошли практически все наши соседи, которые имели трудности в ведении собственной инновационной деятельности и развития автомобильного производства.

Страны-лидеры остро нуждаются в новых мощностях и заинтересованы в расширении своих рынков. Это тот самый шанс, которым Украина просто обязана воспользоваться. Действовать нужно прямо сейчас. Вариантов может быть масса: участие инвестора на условиях совместного предприятия или 100% -й выкуп активов, использование существующих материально-технических баз и мощностей или приход на зеленую площадку (преференциальные зоны, технопарки), фискальные преференции или компенсация расходов, производство для внутреннего рынка или работа на экспорт. Как бы там ни было, важным принципом здесь является политическая воля и долгосрочное стратегическое планирование государства Украина.

REVIEW №73 (18.11.19) Новая парадигма автопрома
REVIEW №73 (18.11.19)

Новая парадигма автопрома

Смотреть далее