Введение импортного сбора как доказательство безответственной политики правительства
Введение импортного сбора как доказательство безответственной политики правительства

25 февраля 2015 Кабинет Министров Украины обнародовал распоряжение №119 от 16.01.2015 г. «О завершении консультаций с международными финансовыми организациями по стабилизации платежного баланса Украины», которым ввел в действие дополнительный импортный сбор - Закон Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со ст. XII Генерального соглашения о тарифах и торговле» №73 от 28.12.2014 г.

Еще на стадии работы парламентариев над правительственным законопроектом национальный бизнес и экономические эксперты в один голос жестко раскритиковали идею Кабинета Министров Украины за счет введения новых налогов решать вопрос наполняемости бюджета. Дополнительным важным аргументом того, что закон сырой и его влияние на экономику страны не проанализирован, является отсутствие в сопроводительных документах к закону обоснований размеров ставок дополнительного импортного сбора, а также срока, на который предлагается его ввести. При подготовке законопроекта Кабинет Министров Украины нарушил ст.91 Регламента Верховной Рады Украины, которой предусмотрена обязательность предоставления финансовых и экономических расчетов. Единственное, что смогло Правительство - это устно, во время обсуждения проекта закона, озвучить мифическую сумму возможных поступлений в бюджет в размере 17 млрд. грн., Которая не была подтверждена ни одним аналитически-информационным материалом.

Представители автомобильной промышленности отдельно обратили внимание правительства на негативное влияние документа на функционирование внутреннего автомобильного рынка, и так находится на грани вымирания. Учитывая, что большинство автомобильных предприятий Украины используют в своем производстве до 95% импортных комплектующих, а также оборудование и расходные материалы, введение 5% импортного сбора приведет к повышению стоимости произведенных легковых автомобилей примерно на 4,6%, что сделает этот товар, особенно в свете девальвации национальной валюты, абсолютно недоступным. Следует отметить, что повышение цены коснется и подержанных автомобилей, а также запчастей, оборудования и всех позиций комплектующих. Как следствие, введя этот сбор Украина только усугубит кризис на автомобильном рынке, чем спровоцирует остановку всех автомобильных заводов, сеть дилерских центров и работу ряда прилегающих к автомобильной отрасли предприятий, негативно повлияет на доходы бюджетов всех уровней, приведет к увеличению уровня безработицы и, как следствие, увеличит нагрузку на расходную часть бюджета из-за необходимости платить пособие по безработице.

Украина в 2009 году уже имела негативный опыт решения проблем платежного баланса, в результате чего объемы импорта стали катастрофически сокращаться. Рост платежей в государственный бюджет происходил только в течение первого месяца и, вместо увеличения таможенных поступлений, государственный бюджет потерял 0,5 млрд. грн. По итогам экспертов Concorde Capital учитывая падение доходов населения и ограниченный доступ импортеров к валюте в 2015 году падение импорта может достичь 15-20%, а введение импортного сбора только ускорит это сокращение.

Введение в действие Закона Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со ст. XII Генерального соглашения о тарифах и торговле» негативно повлияет не только на внутренний рынок, но и на международный торговый рынок и рынок с Европейским Союзом, не говоря уже об общем имидже страны на международной арене.

Первой под угрозу подпадает действие торговых преференций, предоставленных Европейским Союзом. Ведь обязательным условием предоставления права на получение преференций в торговом режиме ЕС, определенной статьей 2 Регламента (ЕС) №374 / 2014 от 16 апреля 2014 является "удержание Украины от введения новых пошлин или тарифов, имеющие эквивалентное действие, и новых количественных ограничений или мероприятий, имеющих эквивалентный эффект, на импорт произведенных в Союзе или от увеличения существующих уровней пошлин или тарифов, или от введения любых других ограничений с 23 апреля 2014 года ". Несоблюдение этого условия позволяет ЕК принять соответствующий имплементационный акт, полностью или частично остановит предоставления преференциального торгового режима (ст. 4 Регламента (ЕС) №374 / 2014).

Введя дополнительные меры ограничения в сфере международной торговли, Украина также создала благоприятные условия для значительного количества международных торговых споров в рамках Всемирной торговой организации. Ведь единственной международной организацией, кто, по словам самих чиновников, согласовал введение импортного сбора - является Международный валютный фонд. Представительство ЕС справедливо передало полномочия по решению этого вопроса Всемирной торговой организации, членом которой является Украина. Согласно действующим правилам ВТО, Украина только направила уведомление о намерении ввести дополнительные импортные пошлины, что было зарегистрировано в ВТО 21.01.2015 года под номером 78.

По состоянию на 2 марта 2015 решение ВТО по вопросу введения Украиной дополнительных импортных пошлин отсутствует, поскольку еще не состоялось заседание соответствующего комитета организации. Информацию о том, что Украина не закончила процедуры ВТО по согласованию импортных пошлин подтверждает и советник Президента Украины В. Пятницкий.

Откровенное игнорирование правительством как внутренних процедур принятия законов, так и процедур международных финансовых организаций является недалеким прикрытием непрофессионализма и недальновидности менеджеров высшего звена, ведет страну к полному экономическому коллапсу и разрушает и так неуверенный имидж Украины на международной арене.

REVIEW №88 (20.03.2025) На низьких передачах. Підсумки 2024 року
REVIEW №88 (20.03.2025)

На низьких передачах. Підсумки 2024 року

Смотреть далее
НОВОСТИ И ИНФОГРАФИКА
Законодавчі новини (2 - 8 серпня)

Дата: 03.08.2025
Законодавчі новини (19 − 25 липня 2025)