В конце 2014 автобизнес возглавил отрицательный рейтинг, где эксперты отмечают самые большие сокращения персонала. Так, по данным кадрового портала HeadHunter Украина, в период с ноября 2013 по январь 2014 количество вакансий в сфере автомобильного бизнеса уменьшилась почти на 44%. Ситуация с падением числа вакансий в отрасли объясняется сокращением продаж и активности автомобильных компаний, которые возникли в результате многочисленных и бессистемных изменений условий налогообложения, как самих автомобилей, так и условий для ведения автомобильного бизнеса, а также недальновидности государственной тарифной политики.
Тяжести добавляла и ситуация, связанная с полной неопределенностью условий ведения бизнеса в новом году, которая более-менее определилась только в ночь с 28 на 29 декабря 2014 года, когда были приняты, если не судьбоносные, то очень важные законодательные инициативы, особенно в сфере налогообложения.
Сегодня мы проанализируем наиболее значимые изменения в регуляторной среде с акцентом на интересы автомобилестроительной отрасли.
Уменьшение количества налогов и сборов. С 1 января 2015 ликвидируются такие налоги и сборы:
Остальные изменения касается исключительно объединение налогов и сборов в большие группы.
В объединенную группу акцизного налога включены: акцизный налог, экологический налог с топлива, целевая надбавка к тарифу на электроэнергию и тепло, сбор за первую регистрацию транспорта.
В группу рентных платежей - плата за недропользование, сбор за использование радиочастот, сбор за использование воды, сбор за использование лесных ресурсов.
В единый налог на недвижимость включили плату за землю и налог на недвижимое имущество.
В группу единого налога отнесли непосредственно единый налог и фиксированный сельскохозяйственный налог.
Налоговый компромисс. Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» был повторно внесен на рассмотрение Верховной Рады нового созыва. В результате чего налоговый компромисс был официально утвержден.
Налоговый компромисс заключается в освобождении от финансовой, административной и уголовной ответственности налогоплательщиков или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года. Налогоплательщику необходимо будет оплатить лишь 5% от суммы налога. 95% суммы соответствующего налога считаются погашенным.
Налог на прибыль. С принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014 г. изменился порядок расчетов объекта налогообложения, который отныне будет рассчитываться на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности. Также к позитиву нововведений можно отнести и отмены тридцати двух ограничений по учету затрат, что, в конце концов, может несколько улучшить инвестиционный климат в стране.
Однако, указанный закон дополнительно подтвердил практику уплаты налога на прибыль в форме аванса: «В январе-декабре 2015 года и январе-мае 2016 плательщики обязаны платить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий в соответствии с пунктом 57.1 статьи 57 настоящего Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года. При этом сумма ежемесячных авансовых взносов за март-май 2016 исчисляется в размере не менее 1/12 начисленной суммы налога на прибыль предприятий за 2014 отчетный (налоговый) год».
Что касается ставки налога на прибыль, то, согласно последним новациям, больше не будут действовать льготы для субъектов хозяйствования, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест».
Дополнительный импортный сбор. Верховная Рада Украины, утвердив Закон Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со ст. XII Генерального соглашения о тарифах и торговле» №1562, согласовала введение минимум на год особого сбора на импорт товаров. Для разных категорий ставка сбора устанавливается в размере от 5% до 10%, чем, фактически, дается добро на имплементацию Украиной дополнительных ограничительных мер в сфере торговли.
Сейчас Правительство проводит консультации с Европейской комиссией, Всемирной торговой организацией и Международным валютным фондом о введении указанного сбора, по результатам которых будет опубликовано решение Кабмина о введении или не введение в действие Закона Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со ст. XII Генерального соглашения о тарифах и торговле».
Таким образом, дата начала действия дополнительного импортного сбора пока не известна.
В случае вступления в силу указанного закона, дополнительный импортный сбор необходимо будет платить не только за новые автомобили, но и за автомобили, бывшие в употреблении, а также за запчасти, оборудование и все позиции комплектующих к автомобилям, мототехнику, сельхозтехнику и тому подобное.
Налог на добавленную стоимость. Несмотря на достигнутые договоренности, утвержденные коалиционным соглашением, относительно обязательства правящей коалиции отменить электронное администрирование налога на добавленную стоимость и зарегистрирован законопроект №1141 от 01.12.2014 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость», Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014, вводятся новые статьи, которые продолжают дальнейшее узаконивание системы электронного администрирования НДС.
Так, ст.200, которая полностью посвящена электронном администрированию НДС, утверждает основной понятийный материал, а также введение специальных счетов, которые должны быть открыты в органе, осуществляющем казначейское обслуживание бюджетных средств.
Законом также предусмотрены новации, касающиеся ответственности плательщика налога на добавленную стоимость за нарушение сроков регистрации накладных в Едином реестре налоговых накладных в виде наложения штрафа в следующих размерах:
При отсутствии по вине плательщика корректировки в Едином реестре налоговых накладных в течение 180 календарных дней с даты их составления влечет наложение штрафа в размере 50% от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных.
Также раздел ХХ Переходных положений указано, что закон определяет новые условия взимания налога на добавленную стоимость. Новации заключаются в следующем:
Акцизный налог: легковые автомобили. Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014 пересмотрены ставки акцизного налога, что, безусловно, коснется условий ведения автомобильного бизнеса в стране.
Так, если для автомобилей с небольшим объемом двигателя изменения являются символическими, то для авто с большим объемом увеличение ставки акцизного налога более существенное. Для дизельных авто с большим объемом повышение ставки акцизного налога также будет ощутимым. Для старых автомобилей, которые использовались 5 и более лет также подняты ставки налога.
Акцизный налог: грузовики и автобусы. Впервые за всю историю, акцизным налогом облагаться грузовые автомобили и автобусы.
Ставки акциза на автобусы также будут зависеть от объема двигателя и типа используемого топлива. Так, на новые автобусы с дизелем ставка налога 0,003 евро за 1 см3, на технику, которая была в использовании, - 0,007 евро за 1 см3. По автобусы старше 8 лет придется заплатить в 50-кратном размере.
Для грузовиков ставки акцизного налога вышли более существенны. Например, за новые машины придется заплатить от 0,01 до 0,016 евро за 1 см3 объема двигателя, а старых - от 0,02 до 0,33 евро. Техники старше 5 лет применяется повышающий коэффициент - 40, старше 8 лет - 50.
Акцизный налог: переоборудованные автомобили. Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014 содержит норму, обязывающую платить акцизный налог при переоборудовании транспортного средства, ввезенного на территорию Украины, в легковой автомобиль.
При этом датой возникновения налоговых обязательств при осуществлении переоборудование грузового транспортного средства, который соответствует товарной позиции 8704 согласно УКТ ВЭД, в легковой автомобиль, который соответствует товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД, является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения. В этом случае акцизный налог уплачивается владельцем такого транспортного средства не позднее даты подачи документов в орган внутренних дел Украины для регистрации или перерегистрации такого транспортного средства.
Сравнительная таблица изменений ставок акцизного налога в связи с принятием Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014 приведена в приложении к данному материалу.
Сбор за первую регистрацию транспортных средств. Это единый налог для автомобилистов, который в последних изменениях в Налоговый кодекс Украины ликвидирован. Однако, фактически сбор за первую регистрацию транспортных средств был перенесен в акцизный налог. Дополнительно, хотелось бы обратить внимание на то, что, на практике, этот сбор в составе акциза увеличится в несколько раз, поскольку акцизный налог исчисляется в евро, а не как сбор - в гривне.
Транспортный налог. Несмотря на стремление правительства к общему сокращению количества налогов, Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» №71 от 28.12.2014 ввел новый транспортный налог для легковых автомобилей до 5 лет, имеющие объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см.
Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль
Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения декларацию по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. Срок уплаты такого налога юридическими лицами авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.
Итак, в результате проведения «налоговой реформы», цены на автомобили как отечественные, так и иномарки, безусловно увеличатся. Рост цен произойдет не только на рынке легковых автомобилей (3-3,5% для отечественных авто и 6-7% - для иномарок), но и грузовиков (от 20 до 200 евро + дополнительный импортный сбор + НДС), автобусов и переоборудованных автомобилей . При этом эксперты AUTO-Consulting отмечают, что бизнес по переоборудованию фургонов в пассажирские версии вообще может исчезнуть из-за необходимости дважды платить акцизный налог - при импорте фургона и при оформлении переоборудованного автомобиля, негативные прогнозы и для бизнеса по поставке автомобилей старше 8 лет - из-за повышения коэффициента .
Негативные последствия от утвержденной в конце 2014 налоговой реформы ожидает не только автомобильная отрасль, но и вся промышленность страны. И здесь речь идет уже не только об условиях налогообложения и функционирования бизнеса как такового, а вообще о базовом отношение чиновников высших рангов к промышленным предприятиям, которое отображается в реализации государственной политики, начиная от ликвидации Министерства промышленной политики Украины, в ликвидации почти всех департаментов Министерства экономического развития и торговли, отвечающих за промышленность, в соответствии с приказом МЭРТ «О структуре аппарата Министерства экономического развития и торговли в Украине» №1474 от 25.12.2014 года.
Сломать такую тенденцию крайне сложно. Мы считаем, что единственный действенный способ - это объединение усилий предпринимателей и промышленников, позволит сформировать мощный голос отечественного бизнеса, который нельзя будет игнорировать и который заставит чиновников проводить реальные реформы и принимать значимые для страны решения прозрачно, открыто и с учетом позиций сторон социального диалога.