Каким будет автомобильный рынок в ближайшие 15 лет - прогнозы Boston Consulting Group
Каким будет автомобильный рынок в ближайшие 15 лет - прогнозы Boston Consulting Group

Электрифицированные автомобили, в том числе гибриды, за последний год достигли большого успеха. Продажи подключенных гибридов (PHEV) и электромобилей (BEV) были особенно высокими: их доля на рынке легковых автомобилей выросла до 2,2% в 2020 году в США, 5% в Китае и впечатляющих 9,3% в ЕС, где продажи электрифицированных автомобилей в четвертом квартале выросли на 230% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Кроме надежных стимулов, рост продаж был обусловлен снижением стоимости литий-ионных аккумуляторов. Аккумуляторы - самый дорогой компонент электромобилей, на который приходится от 20% до 30% общей стоимости. Средняя стоимость аккумуляторной батареи с высоким содержанием никеля упала ниже 150 долларов за киловатт-час (кВт * ч) в 2020 году для ведущих игроков. Падение цены в значительной степени связано с инновациями в химии элементов и сборке аккумуляторов, увеличением масштабов производства и улучшением производственных процессов.

Что касается нормативно-правовой базы, ЕС установил цель с нулевым уровнем выбросов от автомобилей к 2050 году в рамках программы «Зеленое соглашение по Европе». В США президент Джо Байден заявил о том, что уделяет особое внимание более строгим ограничением выбросов выхлопных газов, и снова присоединился к Парижскому соглашению, в то время как Калифорния намерена запретить продажу новых автомобилей, работающих на газе и дизельном топливе, в 2035 году . Более 15 стран объявили о прекращении производства ДВС до 2035 года; и по прогнозам Boston Consulting Group, большинство из этих целей будут достигнуты.

Эти сильные сигналы от правительств еще больше подтолкнули General Motors, Volvo, Jaguar и многих других ведущих производителей к более решительному продвижению электрификации, при этом все большее количество компаний обещает полностью отказаться от моделей с ДВС. Рост инвестиций в цепочке поставок, зарядную инфраструктуру и модернизированные электрические сети также поможет сделать эти цели достижимыми.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

Переход на электрифицированные автомобили набирает обороты. Boston Consulting Group прогнозирует, что 47% всех легковых автомобилей, проданных в мире в 2025 году, будут полностью электрическими или гибридными. Этот переход - особенно в полностью электрических транспортных средств - состоится в ЕС и Китае быстрее, чем на других крупных рынках, в то время как электрификация может происходить относительно медленно в больших развивающихся, таких как Бразилия и Индия.

Независимо от рынка, быстрое падение стоимости аккумуляторов, усиление государственного регулирования и внедрение новых моделей электромобилей по-прежнему будут основными движущими силами смещения. Аналитики отмечают, что конец эпохи ДВС и рассвет эпохи электромобилей разыграются в следующих трех фазах.

Этап 1: Стимулирующая и инициирована первыми сторонниками электрификация.

Регулирования и государственные стимулы будут стимулировать внедрение электрифицированных транспортных средств в течение следующих нескольких лет. Ожидается, что к 2023 году производители оригинального оборудования выведут на рынок более 300 аккумуляторных электрических и плагин-гибридных моделей, что позволит потребителям гораздо больший выбор, чем сегодня. Плагин, полные и неполные гибриды займут 25% мирового рынка легковых автомобилей в 2023 году; чистые электрокары (BEV)  будут претендовать на 7% рынка.

С рядом OEM-программ, охватывающих крупносерийное производство - и снижением стоимости аккумуляторов - большее количество электромобилей сможет достичь паритета совокупной пятилетней стоимости владения по сравнению с ДВС, даже без государственных стимулов.

Этап 2: Электрификация, основанная на стоимости владения.

К 2030 году потребители начнут массовый переход на электрифицированные автомобили. В то время экономические преимущества владения электромобилями станут очевидны для различных регионов и сегментов. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторных батарей упадет до 75 долларов за кВт * ч, а доля электромобилей (BEV) на мировом рынке возрастет до 28%.

Переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов будет наиболее заметным в Европе и Китае; проникновения BEV на эти рынки достигнет 43% и 40% соответственно. Между тем проникновение PHEV может начать снижаться по мере окончания срока действия государственных стимулов. Ожидается, что рыночная доля обычных ДВС упадет ниже 20% до 2030 года. Первые значительные запреты на автомобили, работающие на ископаемом топливе, начнут действовать в этот период.

Этап 3: Электрификация за счет предложения.

Boston Consulting Group считает, что к концу этого десятилетия внедрения электромобилей будет зависеть от предложения, а не от совокупной стоимости владения. Некоторые OEM-производители начнут выходить из самых массовых программ ДВС. Глобальная доля BEV вырастет до 45% в 2035 году и достигнет 54% в США, 58% в Китае и 62% в ЕС. К этому моменту окончательные доминирующие игроки в электронной мобильности будут в значительной степени определены. Каждое звено в автомобильной цепочке создания стоимости будет изменено. Ожидается, что лидерство на рынке будет разделено между более равномерным сочетанием новых игроков, занимающихся только электромобилями, и существующих OEM-производителей, и будет определяться тем, насколько хорошо компании управляют своими портфелями в регионах и расширяют свое производство, распространение и услуги.

СОСТАВЛЕНИЕ ПАЗЛА

Чтобы трансформировать автопарк, правительствам во всем мире необходимо будет ужесточить правила и стимулы. Текущие сроки запрета на использование транспортных средств, работающих на ископаемом топливе, необходимо будет увеличить. Должны быть созданы механизмы принуждения, которых сейчас не хватает. Стандарты выбросов и финансовые стимулы потребителей должны быть усилены, чтобы стимулировать более быстрое внедрение транспортных средств с нулевым уровнем выбросов.

Помимо снижения цен на аккумуляторы, нормативных требований и амбициозных планов автопроизводителей, необходимо объединить несколько других элементов, чтобы ускорить переход на электромобили.

Исследование потребителей показывает, что несоответствие зарядной инфраструктуры остается ключевым сдерживающим фактором для клиентов, которые в противном случае приобрели бы электромобили вместо автомобилей с ДВС. По оценкам экспертов, в следующем десятилетии во всем мире потребуется 100 млн дополнительных зарядных устройств, чтобы идти в ногу с прогнозируемым ростом электромобилей. Большинство правительств и производителей оборудования хорошо осведомлены об этом и предоставляют столь необходимую поддержку. В некоторых регионах электрические сети необходимо будет модернизировать, чтобы удовлетворить возросший спрос на электромобили. В США, например, по оценкам Boston Consulting Group, к 2030 году на каждый проданный BEV потребуются дополнительные инвестиции в размере 1100 долларов США в модернизацию сети. Согласно прогнозам продаж BEV в США на оставшуюся часть десятилетия это составит около 25 млрд долларов инвестиций в энергосистему. В других странах инвестиционные потребности могут быть намного выше.

Цепочка поставок электромобилей также должна будет работать. Производство аккумуляторных элементов и их основных материалов, таких как литий и никель, необходимо увеличить в десять раз до 2030 года. Volkswagen недавно объявил, что его спрос на аккумуляторы только в Европе к 2030 году вырастет на 240 гигаватт-часов - больше, чем нужно всем автопроизводителям во всем мире в 2020 году. Хотя предложение сырья может удовлетворить спрос на аккумуляторы в долгосрочной перспективе, в краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы с поставками, что замедлит падение цен на аккумуляторы. Роль дилеров в переходе к электромобилям также нельзя недооценивать; Хотя они инвестируют в электрификацию, исследования Cox Automotive в 2019 году показало, что 56% дилеров не считают, что они хорошо подготовлены к будущему спроса на электромобили. Им придется тесно сотрудничать с OEM-производителями.

Электрификация мирового автомобильного рынка достигла значительного прогресса за последнее десятилетие, причем скорость превзошла даже самые оптимистичные прогнозы. Однако, для достижения всеобъемлющей цели смягчения последствий изменения климата директивным органам и автомобильной промышленности необходимо не просто ускорить проникновение электромобилей на рынок. Они должны двигаться еще быстрее, чтобы нейтрализовать вред, причиненный более быстрым выведением из дорог старых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Ставки невероятно высокие - не только для автопроизводителей, но и для самой планеты, - резюмирует Boston Consulting Group.

REVIEW №80 (20.04.2021) Автомобили без водителя. Утопия или вызов?
REVIEW №80 (20.04.2021)

Автомобили без водителя. Утопия или вызов?

Смотреть далее