Как Словакия обошла Польшу в гонке за завод Jaguar Land Rover
Как Словакия обошла Польшу в гонке за завод Jaguar Land Rover

В конце июля 2015 года во время визита во Вроцлав, на юго-западе Польши, вице-премьер Януш Пехочиньский пытался скрыть свое самодовольство. Он плохо сделал свою работу.
 
“Мы ведём переговоры с крупным игроком автомобильного сектора относительно инвестиций в размере £ 1,7 млрд.,” – рассказал он собравшимся журналистам. “Он намерен построить завод по производству автомобилей премиум-класса на нашей территории.”
Г-н Пехочиньский не упомянул имени автопроизводителя, но это и не требовалось. В течение нескольких недель польские газеты писали о том, что Jaguar Land Rover намерен построить свой первый европейский завод за пределами Великобритании, а именно в Польше. Г-н Пехочиньский не предпринял попыток для ослабления волны публикаций на эту тему в прессе.
“Завод будет охватывать территорию в 450 га» - провозгласил сияющий премьер-министр, и создаст 5,000 рабочих мест.
“В понедельник мы приступим к шестому этапу переговоров – добавил г-н Пехочиньский, бывший также и министром экономики Польши. “Я убежден, что они выберут именно Польшу.”

Но если он, на расстоянии тысячи миль от Великобритании, был в этом совершенно уверен, руководство же JLR так не считало. В течение многих месяцев они твердили журналистам о том, что решения о стране размещения завода ещё нет, кроме того, что он будет построен в одной из стран Восточной Европы.
 
“Один из польских министров говорил нам именно то, о чём мы думали, прежде, чем мы подумали об этом,” – рассказал один из руководителей JLR, который пожелал остаться неизвестным. “Это было забавно . . . И это назойливо.”

Через две недели после этих событий пресс-офис JLR должен был объявить о некоем решении. Тому, что г-н Пехочиньский расхваливал, как крупнейшие в истории Польши инвестиции в автомобильном секторе, в конце концов не суждено сбыться. JLR объявил о планах строительства завода в Словакии с инвестированием в размере £2 млрд., буквально выхваченного из-под носа у Польши её восточноевропейским соседом после продолжительной конкуренции, борьбы национальных атрибутов и дипломатии, что подчеркивает, насколько конкурентоспособной стала автомобильная промышленность в данном регионе.
За последние несколько лет Jaguar Land Rover был крупнейшим быстрорастущим европейским автопроизводителем. Китайский спрос вырос, этому поспособствовал сильный британский авторынок, и такие успешные модели, как Evoque, до краёв заполнили британские заводы.
Требовалось в разы больше производственных мощностей. В октябре 2014 открытие первого завода в Китае достаточно сильно облегчило это давление и в начале 2015 необходимое разрешение было получено.
 
По мере того, как китайский завод вводился в эксплуатацию, в JLR приняли решение отложить планы по строительству завода в Саудовской Аравии, которые предлагали простой доступ к небольшому, но прибыльному рынку Ближнего Востока, дешёвый алюминий для сборки своих моделей нового поколения и множество финансовых льгот от правительства, заинтересованного в разглашении информации об автопроизводителе в качестве основного инвестора в зарождающейся отрасли региона. Но предложение по строительству завода в пустыне, в конечном итоге, не было утверждено, поставив JLR перед выбором: Европа или Северная Америка?
Было разработано два варианта плана действий: Проект Oak, для исследования возможности строительства производственной площадки в Северной Америке, и Проект Darwin относительно перспективы строительства завода в Восточной Европе, где конкуренты премиум-сегмента, Porsche, Audi и Mercedes уже штампуют автомобили с более низкими затратами, нежели в Германии.




Проект Darwin довольно скоро стал более предпочтительным вариантом. Прежде чем остановиться на идее полномасштабного производства, план изначально предусматривал классическую производственную деятельность, а затем смещение в сторону сборки автомобилей из наборов, произведенных в Великобритании.
Согласно информации источников, весной 2015 компания сфокусировалась на трёх восточноевропейских направлениях: Польша, Венгрия и Чехия.

Месяц спустя Венгрия покинула список, а Польша, соответственно, стала сильным фаворитом. Она предлагала для строительства три потенциальные площадки на юго-западе страны и расхваливала такие преимущества, как большой кластер автомобильных поставщиков, большое количество квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособный налог и программу финансовой помощи.
Руководство JLR несколько раз посетило потенциальное место для строительства завода в г. Явор, близ Вроцлава. Некоторые должностные лица из государственного инвестиционного агентства PAIiIZ в Варшаве (Польское Агентство Информации и Иностранных Инвестиций) сообщили журналистам, что это решение было практически принято.

Данным многих источников, опрошенных Financial Times во время написания этого материала, свидетельствуют о том, что подобное самомнение и недостаток благоразумия были плохо восприняты в JLR.
И затем словаки начали действовать. Согласно информации лиц, задействованных в переговорах, в конце июня Словакия, хоть и с трудом, но все же согласовала данное решение, оттолкнув все другие существенные инвестиции. Буквально за месяц её рейтинг изменился от аутсайдера до фаворита.

Понимая, что необходимо больше предложить иностранным инвесторам, страна вывела все возможные ограничения. Данный закон охватывает так называемые инвестиции значимости, позволяющие предложить большее количество выигрышных стимулов, которые министр экономики описывает как «инвестиции десятилетия».

“Словацкое инвестиционное агентство подобрало для этого проекта первоклассную команду,” – поведал источник, задействованное в переговорах. “Они направили для работы над проектом министров, что делает его одним из ключевых и приоритетных. Это было очень разумно.”

По данным источника, коим является лицо, участвующее в переговорах, словаки выделили 1,810 акров земли в г. Нитра, предложенной JLR для строительства первого в стране стратегического индустриального парка, что позволило предложить налоговые и другие бюджетные льготы британскому автопроизводителю и поставщикам, что даст возможность начать работу рядом с ними.
Затем в конце июля премьер-министр Словакии, Роберт Фико, решил продемонстрировать, насколько серьёзно правительство страны оценивает данную сделку. Посетив в Братиславе Grand Hotel River Park, где остановилось руководство JLR во время своего визита, он провел утреннее совещание с командой и оставил им номер своего персонального мобильного телефона.
“Он не был частью официальной команды переговоров,” – рассказал один из источников. “Все прошло очень спокойно. Он сказал, что в случае, если им потребуется какая-либо помощь, им достаточно будет лишь обратиться к нему.”

Это было критическое вмешательство. “В руках Польши было много прекрасных козырей,” – рассказал источник из команды JLR. “Но подход [Польши] был неверным. Посмотрите только, насколько конкурентоспособны оказались словаки.
“Jaguar Land Rover не слишком заботился о географическом месторасположении. Они просто хотели найти оптимальное решение,” – сказал источник, пожелавший остаться неизвестным, поскольку люди, имеющее отношение к данному процессу, не уполномочены для общения с прессой. “Премьер-министр заявлял о готовности Словакии быть самой конкурентоспособной страной… и она стала ею”.

Согласно источникам FT, Польша боролась до конца. Но старая добрая логистика также сделала решающий вклад в заключение сделки. Все предложенные Польшей локации были на юго-западе страны, и это означало, что к клиентам автомобили должны отправляться по ж/д или автомобильным дорогам в Гамбург или Антверпен для переправы через Гибралтарский пролив и Суэцкий канал в Азию на Ближний Восток. Локация и транспортное сообщение, предложенные Словакией, напротив, показывали, что автомобили смогут переправляться напрямую с Адриатического побережья в Средиземном море, довольно быстро преодолевая расстояние по сравнению с 2-х недельным путешествием из Польши, что имело решающее значение для JLR, учитывая также и опыт конкурентов, а именно BMW, выпускающих автомобили в Южной Африке, которые уже очень скоро могут выйти на такие ключевые рынки, как Дубаи или Китай.

Намерение Словакии разместить заводы на своей территории и для других производителей авто премиум-сегмента, также дало JLR уверенность в том, что для создания автомобилей, в стране есть опытные квалифицированные кадры, и ожидается, что, когда через три года завод начнет функционировать, будут производиться сборка таких моделей, как Discovery Sport и новый Defender.

“В 2015 словакам уже не нужно рассказывать, как производить автомобили,” – заявил внешний консультант JLR.
В середине августа в новостях было объявлено: JLR вступает в финальный этап переговоров со Словакией относительно своего завода. Представитель JLR, который отказался от комментариев в отношении процесса переговоров, запрашиваемых FT, заявил о том, что решение строительства в г. Нитра, в часе езды к востоку от Братиславы, ещё может быть изменено. Автопроизводитель ожидает, что сможет окончательно определиться ближе к концу года.
В противоположность позиции, занимаемой Варшавой, властей в Братиславе просили не разглашать информацию по поводу сделки в прессе, пока не будет окончательного решения.
Но на данный момент всё уже указывает на успех. Через две недели после объявления Словакии преимущественной локацией для строительства завода, Г-н Фико слетал в Великобританию и вместе с членами совета директоров компании посетил завод в Солихалле.

JLR назначил исполнительного руководителя проекта, что для Братиславы стало достаточно убедительным поводом для начала подготовки к строительству завода. Также, чтобы посмотреть близлежащие участки, прибыли поставщики.
В это же время несколькими сотнями миль севернее, в Польше, газеты, бизнес-консультанты и иностранные инвестиционные агентства были шокированы, когда FT сообщил новость о том, что страна не выиграет эту сделку. Сейчас г-н Пехочиньский, делая вид, что все в порядке, осознает, что его инвестиционный ориентир был перехвачен Братиславой. “Сегодня ситуация в области экономики нашей страны сродни той, когда мы не станем бороться за каждого инвестора, независимо от того, какой высокой является цена. Мы утверждаем, что автомобильный сектор и экономика Польши являются настолько привлекательными, что нам не нужно за это доплачивать,” – рассказал журналистам г-н Пехочиньский, добавив: “Именно поэтому мы решили, что на следующем этапе переговоров не будем соревноваться с нашими словацкими коллегами.”

REVIEW №88 (20.03.2025) На низьких передачах. Підсумки 2024 року
REVIEW №88 (20.03.2025)

На низьких передачах. Підсумки 2024 року

Смотреть далее
НОВОСТИ И ИНФОГРАФИКА
Законодавчі новини (2 - 8 серпня)

Дата: 03.08.2025
Законодавчі новини (19 − 25 липня 2025)