Как коронавирус повлияет на автопром в Европе: Какие марки под угрозой
Как коронавирус повлияет на автопром в Европе: Какие марки под угрозой

AUTO-Consulting получил совместное исследование Automotive from Ultima Media и Европейской ассоциации перевозчиков автомобилей ECG о воздействие COVID-19 на европейские автомобильные цепи поставок и производителей. Справится ли с этим кризисом автопром в период ослабления спроса? Какими могут быть оптимистический и пессимистический сценарии? И насколько реальны угрозы для отдельных производителей.

Только вчера AUTO-Consulting писал о том, есть ли угроза дефицита автомобилей в Украине из-за коронавируса. Наши импортеры настроены оптимистически, но их оптимизм основан на информации от партнеров - автомобильных производителей. В Брюсселе (ECG) и Лондоне (Ultima Media) свои источники информации, которые проанализировали европейские автомобильные эксперты. Они говорят, что на самом деле, остановка производства в Китае еще не дошла до ЕС и в полной мере ее влияние автопроизводители ощутят чуть позже.

К прекращению поставок комплектующих из Китая уже добавилась останова некоторых европейских предприятий по производству автомобилей и комплектующих, а также - карантин, ограничивающий перемещение товаров между странами ЕС. Понятно, что все это влияет на автомобильную промышленность. Но в какой степени?

Общий экспорт Китая упал на 17% за первые два месяца года. А продажи автомобилей в Китае в феврале снизились, примерно на 80%, по сравнению с 2019 годом.

Даже если Китай начнет восстанавливаться в марте, как и ожидалось, стагнация производства в других регионах, особенно в Европе будет неизбежной. А снижение продаж в Китае и мире повредит европейскому экспорту, с вероятностью роста запасов автомобилей и сокращения производства.

По мнению экспертов Automotive from Ultima Media и ECG самым большим риском для ЕС является снижение спроса на автомобили. Еще до вспышки коронавируса компания Automotive from Ultima Media прогнозировала снижение продаж легковых и коммерческих автомобилей в 2020 году в Европе около 2,5% по сравнению с 2019 г. Теперь же в 2020 г европейские продажи по сравнению с 2019 годом могут упасть на целых 17%, в то время как производство может упасть более чем на 12,5%. Но это только один из возможных прогнозов развития ситуации. Базовый прогноз Automotive from Ultima Media и ECG предполагает, что ситуация улучшится в течение следующих трех месяцев, в то время как худший прогноз предполагает, что она продлится большую часть года.

Прогнозы и сценарии
Бизнес-сценарий - это если бы коронавируса не было. По нему в ЕС на 26 рынках регистрации новых транспортных средств в 2020 г должны были снизиться на 2,5%. С 17,92 млн. авто до 17,47 млн. А производство автомобилей в Европе должно было снизиться на 2%. С 18,73 млн. в 2019 году до 18,36 млн. авто в 2020 г.

По оптимистическому сценарию, с учетом влияния коронавируса на автомобильные рынки, последствия пандемии будут особенно сильно ощущаться в течение следующих трех месяцев. Но спрос на авто в Европе не будет восстановлен так быстро. Он будет в этом году на 2,7% ниже, чем в обычном бизнес-прогнозе. И более, чем на 5% меньше, чем в 2019 году. Воздействие коронавируса в этом сценарии обойдется в около 470 000 нереализованных авто в Европе.

По пессимистическому сценарию вспышка коронавируса и глобальная пандемия могут распространяться по европейским регионам в течение многих месяцев. Это приведет к расширению карантина и дополнительным ограничениям в ЕС. Если воздействие вируса продлится до конца 2020 года, его влияние на производство автомобилей и спрос на них будет очень серьезным и сопоставимым с финансовым кризисом 2008-2009 гг. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. По этому сценарию европейский спрос на транспортные средства будет примерно на 15% ниже обычного бизнес-прогноза. Или на 17% меньше, чем в 2019 году.

А так как спрос будет в депрессии и в 2021 году, то по сравнению с бизнес-прогнозом продажи новых авто в ЕС упадут на 2,6 млн. авто и сократится до 14 882 693 единиц. Европейское производство автомобилей также сократится на 10,8%, по сравнению с бизнес-прогнозом и на 12,5% по сравнению с 2019 г. Это означало бы потерю почти 2 млн. единиц европейской продукции по сравнению с обычными условиями в 2020 году.

Но наиболее вероятным эксперты Automotive from Ultima Media и ECG считают такой сценарий. В течение ближайших 3 месяцев ситуация стабилизируется, а в последующие 3 месяца ее последствия возьмут под контроль. В этом случае прогнозируется, что спрос в 2020 году будет на 7,5% ниже по сравнению с обычным бизнес-прогнозом. И на 10% ниже, по сравнению с 2019 годом. Воздействие коронавируса приведет к снижению спроса на более чем 1,3 млн. единиц по сравнению с бизнес-прогнозом. А производство автомобилей в ЕС будет на 5,5% ниже. По сравнению с 2019 годом падение спроса составит 7,5% - 1,6 млн единиц и на 1 млн. может уменьшиться европейское производство.

Угрозы производителям
Эксперты Automotive from Ultima Media и ECG рассматривают и потенциальные угрозы пандемии некоторым автопроизводителям. В BMW Group на всех китайских локациях и в трех совместных предприятия производство возобновилось. Есть угроза срыва поставок от итальянского поставщика MTA (детали электроники). Но есть риски, если будет ограничено передвижение в Европе.

Mercedes-Benz также возобновил производство в Китае. Тем не менее, производитель продолжает принимать контрмеры. В том числе для обеспечения поставок запчастей из альтернативных источников. Департаменты Daimler продолжают ежедневно встречаться для мониторинга рисков поставок.

FCA в целом подвержен высокому риску нарушения производства из-за итальянского карантина. Несколько заводов уже остановлено. Поэтому, вероятность сбоя поставок с предприятий FCA высока. И не только с итальянских, а и с заводов в Польше, Сербии и Турции.

Ferrari находится на прямой линии огня и под угрозой остановки, хотя низкий объем производства и нишевые операции могут помочь компании. Завод в Маранелло расположен в зоне отчуждения, а карантин сдерживает производство.

Ford вновь открыл свои совместные предприятия в Китае 10 февраля. В Европе автопроизводитель до сих пор не сталкивался с перебоями в производстве. Официальные представители Ford подтвердили, что у них достаточно поставок для продолжения производства большую часть марта. Но есть риски с итальянскими поставками и возможным закрытием границ с Германией или Австрией.

Jaguar Land Rover подвергается высокому риску сбоев, как из-за нехватки комплектующих из Китая, так и в связи с ситуацией в Италии. Автопроизводитель возобновил производство на своем совместном предприятии в Китае в конце февраля.

Его европейские заводы пока не пострадали, однако генеральный директор Ральф Спет сказал, что комплектующие могут закончиться уже на этой неделе.

PSA столкнулся с длительной остановкой на своих совместных предприятиях в Ухани, что могло в конечном итоге ударить и по производству в других местах. Компания заявила, что, до сих пор, производство в Европе, в том числе для Opel и Vauxhall, не было существенно затронуто дефицитом из Китая. В ответ на сложившуюся ситуацию PSA создала новую постоянную рабочую группу по закупкам, исследованиям и разработкам, производству и логистике. Эта группа ежедневно оценивает уровень запасов комплектующих, чтобы определить, где необходимо включать поиск альтернативных маршрутов поставок или логистику.

Renault Nissan Mitsubishi Alliance подвержен повышенному риску срыва поставок и производства, отчасти из-за своей базы снабжения в Ухани и в Италии. Заводы Nissan в Сянъяне и Чжэнчжоу остаются закрытыми на неопределенный срок, в то время как три других завода за пределами региона возобновили производство. Два совместных предприятия Renault в Ухане также остаются закрытыми. Закрытие предприятий в Китае повлияло на производство Nissan в Японии. Закрытие также повлияло на поставки на завод Renault-Samsung в Пусане, Южная Корея. Европейские заводы Nissan и Renault пока не пострадали.

Toyota оказалась среди автопроизводителей, которые смогли быстро возобновить производство в Китае. Поэтому, предприятия компании в Японии пока не ощутили влияния коронавируса. Хотя, в компании заявили, что дефицит может возникнуть в конце марта. В Европе автопроизводитель также не имел сбоев в производстве или поставках автомобилей. Чиновники говорят, что европейские заводы имеют достаточный запас комплектующих для поддержания производства по крайней мере до конца марта.

У Volkswagen Group под угрозой Lamborghini. По состоянию на первую неделю марта официальные лица VW заявили, что все Европейские заводы работали нормально. Но завод Lamborghini на этой неделе закрыли.

По мнению экспертов существует угроза и для тех автопроизводителей, которые используют продукцию таких итальянских поставщиков, как Magna, Faurecia, Marelli, Brembo и Pirelli.

Резюме
Таким образом, в результате связанного с коронавирусом экономического спада снижение продаж новых автомобилей в Европе может варьироваться от почти 470 000 до более 2,5 млн единиц (включая Великобританию) в 2020 году.

Отличный совет: не позволяйте хорошему кризису пропасть даром. Извлеките из него хоть какие-то полезные уроки. По мнению экспертов ECG автопроизводителям, чтобы в будущем подстраховаться при сбое поставок, не нужно создавать большие склады. Это - слишком дорогое удовольствие, которое может редко понадобиться. Ведь пандемии бывают не так часто. Вместо этого они рекомендуют уменьшить зависимость от производства в Китае и иметь хотя бы двух альтернативных поставщиков комплектующих. А также - больше инвестировать в локальное производство. Так что в среднесрочной перспективе кризис может даже стать хорошей новостью для региональных поставщиков в Северной Америке и Европе

REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее