13 января 2016 в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект «О Национальной таможенной службе Украины» № 3763.
Следует отметить, что Федерация работодателей Украины неоднократно выражала свою позицию относительно катастрофического ухудшения уровня работы украинских таможен с конца 2012 года, после объединения таможенных и налоговых органов сначала в Министерство доходов и сборов, а в дальнейшем - в Государственную фискальную службу Украины. Причин такого положения вещей несколько: постоянные и бессистемные реорганизации, отток квалифицированных кадров и другие. Но, на наш взгляд, основной причиной является непонимание руководства Министерства доходов и сборов и Государственной фискальной службы Украины места и роли таможни среди государственных органов исполнительной власти в современном мире.
При этом, особенностью создания и практической деятельности Министерства доходов и сборов Украины и его правопреемника - Государственного фискальной службы Украины, стало поглощение таможенной составляющей в рамках органа, в котором преимущественное значение придается фискальной функции без учета других функций, присущих таможням.
За время существования такой объединенной системы состоялось размытия функций и компетенции как на центральном, так и на региональном уровнях, существенно осложнило и невозможным эффективное осуществление таможенного дела, в частности, комплексное администрирование таможенных платежей, противодействие контрабанде и таможенным правонарушениям, таможенный пост-аудит , внедрение «электронной таможни», а также привело к разбалансированности управления.
Кроме того, в соответствии с международными стандартами, в том числе европейских, главными задачами таможни является обеспечение таможенной безопасности государства, регулирования внешней торговли, защита внутреннего рынка, противодействие контрабанде, нарушением таможенных правил.
Эти задачи и соответствующие функции закреплены в Таможенном кодексе Украины, вместе с тем, практическая реализация таможенного дела в существующем объединенном формате неэффективна, а ее дальнейшее развитие фактически затруднено из-за функциональный дисбаланс и различные приоритеты, которые по сути отличают органы таможенной службы от налоговых органов.
Осуществление таможенного дела, содействие международной торговле, защите экономических интересов государства потребует значительной активности в направлении интеграции в международную таможенную сообщество, в частности, участия в международном информационном обмене.
Учитывая то, что Украина является подписантом многих международных договоров по таможенным вопросам как многостороннего, так и двустороннего уровня, членом Всемирной таможенной организации и других международных институтов, дальнейшее развитие таможенного сотрудничества и выполнения Украиной взятых на себя международных обязательств, требуют соответствующего институционального развития и усиления национальной таможенной системы.
Особенно важной задачей на сегодня является реализация положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которой определено, в частности, что Украина в процессе модернизации таможенных органов и законодательства должна имплементировать Таможенные прототипы ЕС «Customs Blueprints».
Таможенными прототипами ЕС предусмотрено, что государство работает над укреплением административных и операционных возможностей своей таможенной администрации и приводит свои процессуальные нормы и процессы в соответствие со стандартами ЕС.
По мнению Федерации работодателей Украины, принятие проекта закона «О Национальной таможенной службе Украины» (регистр. № 3 763) позволит решить задачу обеспечения надлежащего уровня функционирования украинской таможни.
Учитывая изложенное, просим присоединиться к действиям, направленным на ускорение принятия законопроекта и направить соответствующее обращение Вашей организации в адрес Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики по необходимости.