Если вы еще ждете будущего,что заполнит мир невероятными технологиями, не ждите. Оно уже здесь. И здесь - это значит, и в Украине тоже.
Мы привыкли думать, что технологический прогресс обходит нас стороной. Блокчейн, виртуальная реальность, big data, 3d-печать ... Все это воспринимается скептиками как недостижимая прерогатива западных промышленных стран. Что ж, Европейский региональный форум, который прошел в Киеве, смог поколебать столбы пессимизма относительно технологической революции у нас, в Украине.
Именно только проведение такого мероприятия является положительным сигналом. Создание проактивной консолидированной позиции в формате открытого диалога - это тот путь к ускоренному развитию, которого мы сейчас нуждаемся.
В Украине же только в последнее время происходят прогрессивные изменения - меняется мышление руководителей, ускоряются темпы освоения технологий 4.0 самими участниками рынка. Хотя и не так быстро, как хотелось бы. По словам Олега Щербатенко с IT-Enterprise, всего 10-15% предприятий позиционируют «цифру» как ключевой фактор развития, другие еще не пришли к пониманию ее важности. Поэтому проведен Форум - это хорошая возможность держать руку на пульсе мировых процессов глобализации и новой индустриализации.
Вселяет надежду и оптимистический лейтмотив всего мероприятия. Как говорится, кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причины. Что ж, проблемные вопросы, которые препятствуют экономическому развитию, в Украине были предметом дискуссий часто и много, обсудили их уже вдоль и поперек. Теперь, наконец, мы начали обращать внимание еще и на возможности и стараемся сформировать основы новой политики, чтобы стать полноправным участником мировых промышленных сдвигов.
И, несмотря на все скептические заявления, Украине это под силу. Доказательством тому является ряд удачных кейсов, представленных на Форуме, в частности, представителями компаний IT-Enterprise и «Техинсервис». Перспективные же направления для дальнейшего развития четко очертил директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк. Это и производственный аутсорсинг, и участие в панъевропейских процессах ре-шорингу, и технологическое партнерство. Это те составляющие, которые предопределяют прогрессивное развитие любого сектора современной промышленности.
И в этом контексте показательным является выделение автомобильного сектора в отдельную панель дискуссии.
За последние 15 лет украинская автомобильная отрасль пережила период большого расцвета и не менее великого падения. И в любом случае, начиная с 2000-х годов инвесторы открыли на территории нашего государства 35 заводов автомобильных комплектующих и создали более 35 тыс. рабочих мест, привлекая больше 400 млн евро инвестиций.
Но могло быть гораздо больше. Есть ли шансы наверстать упущенное? Так, однако время быстро проходит. И шанс этот в том, чтобы трансформироваться в лоукост производственную площадку для глобальных мировых концернов. Плацдарм для этого уже заложен. Это, прежде всего, выгодная логистика и квалифицированная рабочая сила, в разы дешевле, чем в Европе. К счастью или нет, но это факт. И этот факт позволяет выпускать автомобиль полномасштабного производства, по предварительным подсчетам, в 4 раза дешевле, чем в Германии.
Кроме того, в условиях глобальных изменений, которые сейчас переживает мировая автоиндустрия, своевременной и актуальной встает инициатива Министерства инфраструктуры о переходе Украины на альтернативные источники энергии. В частности, - стратегия развития украинского электромобильной отрасли, представлена на Форуме Александром Озеран, известного своей прогрессивной позицией по развитию современных технологических процессов в Украине.
Без преувеличений, регистрации этой стратегии и ее реализации с затаившим дыханием ждут все крупные игроки автомобильного рынка. Она листает наше представление о том, какой может и должна быть украинская автомобильная отрасль. При этом анонсирована цель достичь доли электромобилей в общей структуре продаж в Украине в размере 15% к 2020 году и 50% - к 2030 году является значительным вызовом современным украинским реалиям. Еще одним смелым, однако бесспорно верным решением, является введение стимулов не только для увеличения спроса на экологичный транспорт, но также для начала добычи лития, производства аккумуляторных батарей и электромобилей с последующим экспортом в Европу.
И эти решительные прогрессивные шаги вполне себя оправдывают. Как верно отметил господин Озеран, нам надо идти не постепенно, а революционно. Мировые автомобильные производители трансформируют стратегии развития в пользу транспорта на электрической тяге. Более того, самые смелые планируют полностью перестроиться на выпуск электромобилей. И предложенные стратегией изменения и поддержка идеи электромобильной Украины на уровне государства, вместе с полномасштабным использованием сильных сторон нашей страны - это трамплин, который поможет перепрыгнуть в новую эпоху автомобильной индустрии. Поэтому надеемся, что Парламент примет эту идею с таким же энтузиазмом, с которым ее ждут все остальные.
Как видим, о возможности и потенциале в Украине было сказано немало. Однако хорошо то, что заявленный оптимизм был рассудительным. Ведь если у нас все так хорошо, почему тогда мы так часто остаемся на обочине мировой экономики? На пути к индустриальному будущего нас ждут препятствия, и они также были озвучены. Это, в частности, бюрократическая система, недостаточная поддержка со стороны государства и - образование.
Причем едва ли не во всех докладах упоминалась именно последняя проблема. В частности - несоответствие знаний, опыта и даже специальности выпускников потребностям рынка. Ежегодно тысячи выпускников по всей стране вынуждены менять свой профиль, а компании - тратить время и средства на переобучение молодых работников. Эта ситуация актуальна для всех промышленных сегментов. Взгляд в диджитализоване будущее требует как можно быстрее определиться с новыми компетенциями в экономике знаний. В частности, европейским решением является дуальное образование, и этот опыт Украине стоит взять себе на вооружение.
Организация такой масштабной платформы для обсуждения передовых технологических тенденций свидетельствует о готовности нашей страны к прогрессивным сдвигам, желание меняться и идти вперед. Но, как оказалось, это касается не всех. В диссонанс с задачами Форума - трансформации Украины в индустриальную страну - вступает лозунг «brain and grain», озвученный на одном из выступлений. Продвижение Украины на внешних рынках исключительно как аграрного придатка Европы сыграло с нами злую шутку. В результате такой политики Украина по сути потеряла экономику, промышленность, и сегодня во многом зависит от ситуации на внешних рынках. Мы же должны быть более гибкими и формировать новую стратегию развития, которая позволила отойти от сырьевого типа экономики.
Непонятной остается также позиция большинства чиновников. В условиях открытого диалога такого масштаба, в присутствии такого количества участников современного экономического процесса, на фоне целого ряда выступлений с обсуждением проблем и перспектив - четкой стратегии, конкретных шагов и предложений со стороны государства по индустриализации Украины явно не хватило.
Идти в ногу с новыми технологическими тенденциями в промышленности - это задача в режиме must have для каждой развитой страны. Что касается Украины, мы находимся в ситуации «или пан, или пропал» - быть где-то посередине этот раз не получится. Индустриальный мир бросает нам вызов. И Форум показал, что Украина его приняла. To be continued ...