Индустриальным паркам остро необходим минимальный набор фискальных стимулов
Индустриальным паркам остро необходим минимальный набор фискальных стимулов

Владимир Панов, глава Объединения организаций работодателей «Закарпатье», директор управляющей компании индустриального парка «Соломоново» ООО «Сэзпарксервис», рассказал о перспективах развития промышленных территорий в Украине, ключевых факторах привлечения инвестиций в индустриальные парки и барьерах, которые стоят на пути эффективного функционирования и управления такими площадками.

Как вы оцениваете перспективы развития в Украине промышленных площадок как точек роста украинской экономики?

- Конечно же, динамика инициирования и создания индустриальных парков в Украине - это позитивная тенденция. Ведь основная цель таких площадок стимулировать производственный рост и создать высокотехнологичные рабочие места. Без своего национального производства развивать экономику просто невозможно. Это, с одной стороны. С другой стороны, индустриальные площадки развиваются в нашей стране точно так же, как развивается и вся страна. Если мы пытались сделать прорыв в привлечении инвестиций и создать точки роста украинской экономики, то, скажем прямо, за этот период в стране в целом этого так и не получилось. Сегодня в Украине создано 26 индустриальных парков, а это значит, что есть как минимум 26 инициаторов. При этом похвастаться привлечением участников в эти парки пока не можем. Это значит, что имеем форму, в которой пока нет содержания. Возникают вопросы: неужели настолько неэффективны управляющие компании этих парков? Неужели они не могут найти приемы для промоции и демонстрации преимуществ таких парков на международных и внутреннем рынках? Вывод: если есть 26 индустриальных парков, и все они работают неэффективно, то проблема не в управляющих компаниях, а в среде, в которой функционируют эти парки. Хотя при этом не могу не подчеркнуть, наличие в Украине таких инициатив, как 26 парков (при этом попасть в реестр не так просто) – это признак того, что есть те, кто не утратил веру и делает свой вклад в индустриальное будущее страны.

С 2014 года в Закарпатье функционирует индустриальный парк «Соломоново». Как сегодня выглядит площадка? Удалось ли достичь поставленных целей?

- Хочу уточнить: идея создания индустриального парка «Соломоново» появилась задолго до принятия Закона «Об индустриальных парках». Этот формат существовал, и бизнес о нем знал. Группа компаний «Атолл Холдинг», опережая законодательство, смотрела в будущее и активно занималась девелопментом промышленной площадки. Если говорить об актуальном статусе парка, то это современная промышленная территория, построенная по гринфилд-системе, которая обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. На территории парка площадью 25 га создана промышленная высокотехнологическая зона полномасштабного производства пассажирских легковых автомобилей. Свободная инвестиционная площадка индустриального парка «Соломоново», а это более 40 га, запланирована для размещения новых производств. Пожалуй, на сегодня более привлекательной площадки для размещения производства, чем индустриальный парк «Соломоново» в Украине нет.

Какие факторы способствуют успеху проекта?

- Во-первых, это прекрасная логистика. Закарпатье один из немногих регионов в мире, который граничит с четырьмя государствами и имеет доступ к многомилионному рынку сбыта. Нет транспортных проблем. В 500 метрах от парка можно пользоваться европейскими дорогами, в 2 км находится автомобильный переезд на границе с Венгрией, в 20 км - автомобильный переезд на границе со Словакией, а в 60 км начинается автомагистраль М3, которая проходит через Будапешт, Вену, Прагу, Триест, Салоники и другие крупные европейские города. Что касается ж/д сообщения, то здесь имеем шикарные возможности: в радиусе 3 км находятся три железнодорожных переезда со Словакией, Украиной и Венгрией. Это преимущество усиливается и тем, что в индустриальном парке находится собственный ж/д терминал и четыре колеи (широкие и узкие) для возможности транспортировки грузов, как в страны ЕС, так и в страны СНГ. Поэтому с точки зрения логистики это идеальная локация. Во-вторых, сегодня наш парк относится к числу немногих, которые готовы принять участников и строить для них производственные площади. В непосредственной близости находится якорное предприятие «Еврокар» с производственными мощностями до 130 тыс. автомобилей в год, что может вызывать особый интерес для размещения производств автокомплектующих. Также, что немаловажно, мы имеем опытную и высокопрофессиональную команду, которая умеет работать с инвесторами и имеет историю успеха по привлечению инвестиций в Закарпатскую область.

Исходя из идеальной логистики, Закарпатье имеет больше преимуществ относительно привлечения инвестиций на территорию индустриальных парков, чем другие регионы?

- Во всех рейтингах регионов Украины относительно набора преимущественных факторов для ведения бизнеса, которые составляются профессиональными аналитическими центрами, Закарпатье занимает всего лишь позиции посередине (от 13 до 18 места). Если основываться на рейтингах, то это не самый привлекательный регион для ведения бизнеса. Но, если учесть логистику и географию, а также опыт работы с инвесторами (а я напомню, что в начале 2000-х гг. Закарпатье лидировало по темпам привлечения инвестиций в Украину, привлекло такие компании с мировым именем, как Yazaki, FLEX, Jabil, Volkswagen, Fisсher и т.д.), то в условиях новой экономической среды эти факторы позволят региону в кратчайшие сроки выйти на лидирующие позиции и стать магнитом для переноса производств со всего мира. Более того, я убежден, что именно Закарпатье, как самый западный регион, может стать тем двигателем, который через экономику и бизнес может вывести всю страну в европейское сообщество.

Понятно, что ужесточается внутренняя конкуренция, ведь 26 индустриальных парков уже внесены в госреестр. Что может индустриальный парк «Соломоново» предоставить участникам? Какие выгоды от размещения производства на территории парка?

- Мы за конкуренцию, конкурентов не боимся и готовы побороться за инвестора в честном соревновании и победить. Тем более, повторюсь, индустриальный парк «Соломоново» – это одно из наиболее перспективных мест для ведения бизнеса в Украине. Есть готовая площадка со всей необходимой для размещения производств инженерной и транспортной инфраструктурой. Наша задача как управляющей компании - обеспечить максимальную поддержку участников парка: от консалтинга, получения разрешительных документов, строительства площадей, сопровождения на всех этапах размещения производства, представление интересов участника во всех органах государственной власти до обеспечения эксплуатации объектов. Поэтому выгоды очевидны: мы гарантируем не только кратчайшие сроки размещения производства на территории парка, а и нивелируем часть внешних рисков инвестиционного проекта.

Какие барьеры и проблемы встают на пути создания и управления индустриальным парком?

 - Индустриальные парки Украины сегодня можно сравнить с нашими свободными экономическими зонами: они есть, но в них нет конкурентных преимуществ и стимулов, а значит, нет «магнита», который притягивает инвесторов. Поэтому, к сожалению, инвесторы выбирают другие страны, а индустриальные парки Украины, образно говоря, развиваются только вширь, но не вглубь. Основной барьер – это отсутствие практики. Центр декларирует, что занимается развитием сети индустриальных парков в стране, а управляющие компании декларируют, что они управляют этими парками. А управлять нечем до тех пор, пока нет участников. Поэтому на данном этапе индустриальные парки развиваются количественно, а не качественно, отрабатываются модели взаимоотношения с центральными органами власти. Только практика, а это размещение производств в индустриальных парках, может сдвинуть все с мертвой точки.

Как государство и местные власти способствуют развитию индустриальных парков в Украине?

 - Все очень просто. Государство должно создать правила игры. Они должны быть в первую очередь привлекательными (ну уж точно более привлекательными, чем у стран-конкурентов). Власть должна принять соответствующие законы и на весь мир задекларировать: «Украина открыта для инвесторов». Местные же власти должны сделать все от них зависящее, чтобы этот инвестор пришёл в регион. Положительный результат возможен только при условии, когда государство создает среду под инвестора, а регион - внедряет современную технологию работы с ним в новой конкурентоспособной среде. Пока это не произойдет, четко можем заявлять, что Закон «Об индустриальных парках» является неэффективным инструментом привлечения инвестиций в страну.

Вопрос к вам как практику привлечения инвестиций. Каковы перспективы прихода крупных инвесторов и производителей в индустриальные парки Украины?

- Почему на эти площадки сегодня не идет инвестор? Потому что Украина – это особая зона экономического риска. Потому что украинским властям не удалось убедить мировой бизнес в том, что Украина открыта для западного бизнеса. Слов не достаточно, необходимы дела, слова должны подкрепиться законами. Ведь что происходит в нашем государстве? Если в период с 2001 -2004 гг. к нам приходило 15-20 компаний с мировым именем, то сегодня такой заинтересованности в инвестировании в Украине нет. Сейчас инвесторы для развития промышленного производства больше рассматривают Сербию, Румынию, Болгарию, чем Украину, и мы опять проигрываем конкуренцию. Мировой капитал перемещается туда, где выгоднее, и где есть госгарантии. Если мы предложим условия лучше, чем в других странах, то, естественно, «разведка» мирового бизнеса не выпустит Украину из поля зрения. Ведь на Украину вообще сложно не обратить внимания: это мегастрана с огромнейшим потенциалом, в которой возможно экономическое чудо. И это все прекрасно понимают, но ждут перемен. Я убежден, до тех пор, пока мы не изменим правил игры, крупных инвестиций в Украине не будет.

Что нужно менять в законодательной базе для того, чтобы индустриальные парки стали магнитом для привлечения инвестиций?

- Существующее законодательство неотлагательно необходимо привести в соответствие с ожиданиями мировых инвесторов, то есть закрепить на законодательном уровне привлекательные фискальные стимулы. Пакет законопроектов, который принят Верховной Радой в первом чтении, предусматривает освобождение на 5 лет от налога на прибыль, на следующие 5 лет - 50% от ставки при условии реинвестирования этих средств в развитие производства; освобождение от ввозной пошлины на оборудование для обустройства и осуществления хозяйственной деятельности в пределах индустриального парка; возможность по решению местных властей получения фискальных стимулов по налогу на недвижимое имущество, земельному налогу и арендной плате за пользование земельным участком государственной или коммунальной формы собственности. Плюс нулевая ставка НДС на импорт технологий и оборудования, поскольку в мире налогообложение инвестиции - это моветон. Это арсенал стимулов - необходимый минимум, который может дать первотолчок для привлечения инвестиций в индустриальные парки.

Если пофантазировать, то каким вы представляете индустриальный парк «Соломоново» через 25 лет?

 

- Да...(смеется). Скажу так. Когда-то Словакия для всего мира стала сенсацией, страной - открытием для крупных инвестиций, став мировым лидером по производству автомобилей из расчета на 1000 человек. Интересно, что по этому показателю Словакии уступают даже лидеры мировой экономики. Если взглянуть в будущее, то я вижу индустриальный парк «Соломоново» мировым автомобильным феноменом, о котором будет знать мир и опыт которого будут изучать в контексте того, что в стране с переходной экономикой удалось создать мощный центр мировой автомобильной индустрии. Более того, я думаю, что индустриальный парк «Соломоново» даст толчок развитию автопрома и смежных отраслей и в других регионах Украины, создав тем самым крупнейший в Европе кластер инновационного автопроизводства.

REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее