Бизнес Закарпатье запускает новую рубрику «Интервью с топ-менеджером». На страницах сайта мы будем знакомить вас с позицией выдающихся представителей закарпатского бизнеса, управляющие предприятиями, на которых держится экономика области. Герои наших материалов - это люди, которые вносят значительный вклад в развитие Закарпатья, развивая промышленность и обеспечивая закарпатцев рабочими местами.
Наш первый гость - Генеральный директор современного закарпатского автомобильного завода, топ-менеджер с колоссальным опытом, который неоднократно признан лучшим руководителем в сфере автопрома Украины, профессионал, работающий в компании с первого дня строительства завода. Бизнес Закарпатье предлагает вашему вниманию интервью с руководителем одного из мощнейших и самых амбициозных инвестиционных проектов Украины, автомобилестроительного завода «Еврокар», Председателем правления Закарпатской областной организации работодателей в сфере автомобилестроения, членом Правления Объединения организаций работодателей «Закарпатье» Игорем Царенко.
Актуальное состояние, главные проблемы и перспективы современного украинского автопрома, секреты успеха флагмана украинского автопрома - закарпатского «Еврокар», причины и последствия кризиса в украинской экономике ... Об этом и другом - в интересной и познавательной беседе.
- Игорь Анатольевич, прежде всего хочется поздравить Вас и «Еврокар» с далеко не скромными достижениями. Ведь Skoda Superb признан лучшим автомобилем 2015 года. А недавно на заводе Еврокар началось производство полноприводной Суперб 4Х4.
За счет чего такой грандиозный успех? Принесло признание марки лучшим автомобилем в Украине положительные результаты в плане спроса?
Могу сказать, что это вполне логичный результат нашей работы. Мы рады, что наши усилия не остаются тщетными. Skoda Superb стал автомобилем 2015 году в Украине, и это важно для бренда в целом. По итогам апреля Skoda поднялась с 9 на 4 место в рейтинге продаж новых автомобилей, показав рост в 73% по сравнению с мартом и заняв 7% всего рынка. Украинцы еще раз подтвердили свое доверие к бренду и качества Skoda.
- Как успехи в Суперб 4х4?
«Еврокар» вступил в новую эру бренда Skoda. Skoda Superb - это флагман модельного ряда чешского бренда. И производство новой модификации - это вызов, который наш завод принял и успешно преодолел. В Европе эта модель доступна для водителей с прошлого года, а теперь налажено производство и в Украине. Полноприводная модификация Skoda Superb дает новые возможности. Это новый уровень безопасности, комфорта и экономичности. И мы очень рады, что этот автомобиль будет сходить с конвейера нашего завода.
- Сегодня в украинской экономике и в частности в области автомобилестроения - глубокий кризис.
Как она сказалась на функционировании завода: как было «до» и стало «после»?
Есть печальную статистику. Еще несколько лет назад, в 2013 году, закарпатский завод выпустил 11,5 тыс. Автомобилей. Я уже не говорю о 2008 годе, где с конвейера сошло 35,9 тыс. Новых автомобилей. А в 2015 выпустили 2030 авто. Производство упало в десятки раз. Количество рабочих мест сократилось. В то время, как мощности предприятия составляют 50 тыс. Автомобилей в год с полномасштабным способом производства и 30 тыс. - Годовые мощности по сборке. Все украинские предприятия сейчас находятся в режиме ожидания. Ни о каком развитии речь пока не идет. Главная задача сейчас - сохранить деятельность и рабочие места хотя бы на текущем уровне.
- Согласно последним исследованиям за прошлый год авторынок Украины оказался на 25 строчке в Европе, потеряв в течение года 6 ступеней. По разным статистическим данным импорт авто в Украину превышает экспорт украинских автомобилей в десятки раз. И постепенно эти показатели только ухудшаются. Украинские автозаводы в большинстве «стоят», автомобили производятся в ничтожно небольшом количестве.
По Вашему мнению, в современных условиях, при таких катастрофических показателях Украинский автопром обречен?
Автомобильный рынок достиг дна, и, похоже, продолжает там находиться. Опять видим падение производства, хотя, казалось бы, падать уже некуда. Более позитивными выглядят результаты продаж, которые демонстрируют рост четвертый месяц подряд. К сожалению, это трудно назвать «ростом» в полном смысле этого слова. В 2015 году продажи приближались к нулю. И теперь, по сравнению с прошлогодними нулевыми показателями, любой результат воспринимается, как «рост». Вспомним, опять же, в 2008 год, когда было продано 623,2 тыс. Легковых авто, и сравним с прошлогодним результатом в 46,4 тыс. Машин. Падение более чем в 10 раз.
- При таких условиях, как долго, на Ваш взгляд, будет продолжаться эта стагнация?
Экономическая и политическая ситуация в стране крайне нестабильна, чтобы делать какие-то оптимистичные прогнозы. Колебания валютного курса, быстрое снижение доходов - все это негативно влияет на ситуацию. Однако верить в худшее не хочется еще больше. Надеемся, что правительство прекратит раскачиваться взад-вперед и определится с четкой стратегией развития автомобильной отрасли. Надеемся, что власть модернизирует экономику и создаст точки роста. Надеемся, что страна преодолеет кризис, и предприятие заработает на полную мощность. Надеемся ...
- Ваш рецепт решения проблемы ..! Что, по Вашему мнению, следует сделать в первую очередь, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
При желании реализация комплекса стимулирующих антикризисных мер не является чем-то недостижимым. В первую очередь нужно обеспечить стали и справедливые правила игры на внутреннем рынке и отменить все ограничения на внешнем. Предоставить определенный импульс для восстановления автомобильного рынка Украины. Ввести стимулы для потребителей, специальные условия для кредитов, снизить налоговую нагрузку на производителей автомобилей, пошлины и другие налоги на компоненты и комплектующие. Украина, безусловно, имеет потенциал для роста рынка. Однако этот рост зависит не в последнюю очередь от действий правительства, макроэкономического восстановления и стабильности.
- С 1 января 2016 официально заработала зона свободной торговли между Украиной и Европейским союзом. Большое количество представителей украинского бизнеса уже выразили свое недовольство действием ЗСТ, называя условия торговли несправедливыми (квотные ограничения, невыгодность европейского рынка для украинских товаров и т.д.). Другие же называют ЗСТ - абсолютно недейственной.
Поэтому пошла на пользу ЗСТ украинскому автопрому и конкретно ЗАО «Еврокар»?
ЗСТ с ЕС на данном этапе практически не влияет на локального производителя. Эта ситуация связана с тем фактором, что текущий уровень базовой импортной пошлины (10%) совсем незначительный, чтобы выполнять защитную функцию рынка, и его либерализация на 1-2 процента кардинально не меняет ситуацию. Аналогично ЗСТ с ЕС не дает особых преимуществ для наших автопроизводителей по экспорту на рынок ЕС, так как пошлина в ЕС будет либерализован до 0% только в течение 7 лет согласно нашим графиком тарифных уступок, которые являются неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации. Итак, мы все равно не сможем получить нулевую пошлину на границе.
Однако, европейский рынок с каждым годом растет, и себестоимость производства в Европе также увеличивается. Это дает основания надеяться, что в случае макроэкономической стабилизации и восстановления доверия инвесторов, Украина имеет шанс стать экономически эффективной внешней платформой для производства товаров для Европы, в том числе и автомобилей.
- Несмотря на катастрофическую ситуацию в украинской экономике, «Еврокар» каким-то образом продолжает демонстрировать стабильные показатели. Ваш завод был единственным украинским автозаводом по производству легковых авто, который бесперебойно работает с начала года. В январе с 224 легковых автомобилей, произведенных в Украине, 224 - производства ЗАО «Еврокар». В феврале из 149 авто - 147 авто составлены в Соломоново. В марте - с 254 укр. авто - 252 - производства ЗАО «Еврокар».
Как вам удается стабильно удерживать планку на высоком уровне? А может, кризис и актуальные условия вас повлияли меньше?
Продолжая эту статистику, в апреле легковые автомобили производил только «Еврокар». Всего было выпущено 188 авто. Это на 25% меньше наших показателей прошлого месяца и на 18% больше по итогам апреля 2015 года.
«Еврокар» уже не первый год демонстрирует стабильную работу и лидерские позиции в Украине. Однако в современных условиях это очень сложно. Сегодня надо прилагать все возможные и невозможные усилия, чтобы хотя бы удержать актуальную планку.
- Наверное в современных условиях делать это довольно сложно ..
Понимаете, здесь дело не столько в сложности или легкости, а в традиционных для «Еврокар» целях и приоритетах. Ведь мы хотим, чтобы Украинцы одними из первых получили наиболее современные автомобили компании. Мы доказываем, что, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в стране, «Еврокар» придерживается взятых на себя обязательств и достигает поставленных целей. Мы не стоим на месте. Мы идем и будем идти вперед, несмотря на все и при любых условиях.