30 октября под координацией Федерации работодателей автомобильной отрасли состоялась встреча подгруппы «Производство» в рамках рабочей группы по развитию электротранспорта в Украине.
В повестке дня встречи рассмотрены важные вопросы по рассмотрению определений электротранспорта для законодательства и электро зарядной инфраструктуры, обсуждения проектов законодательных актов по поддержке производства электромобилей и зарядных устройств, а также план действий и предложения по электромобильной стратегии в части спроса и производства. В мероприятии приняли активное участие и высказали свою позицию автопроизводители автотранспорта и представители профильных ассоциаций Украины в области экологического транспорта: Укравтопром, EV-UA - Украинская Ассоциация участников рынка электромобилей, ОО "Клуб" Электро-автосе ", Федерация работодателей автомобильной отрасли, Корпорация" Богдан ", компания Еврокар, Авери Украины, компания Murmuration technology и другие.
Потребность использования экологически чистого транспорта в Украине обусловлена мировыми тенденциями перехода на электромобили имеющейся в стране экологической ситуацией. По данным Всемирной организации здравоохранения, Украина занимает первое место в мире (!) По показателю смертности от загрязнения воздуха на 100 тыс. Человек. Макроэкономические потери от загрязнения окружающей среды автотранспортом в Украине оценивают в эквиваленте 2500000000 евро ежегодно. Такая ситуация вызвана, в частности, большим количеством выбросов от автотранспортных средств, ведь средний возраст парка легковых автомобилей в Украине - 22,2 года, и это в два раза больше, чем в ЕС (11,1 лет).
В то же время, развитые европейские страны принимают меры по государственной поддержке развития электротранспорта, в частности, через принятие соответствующих законодательных актов, позволяет ежегодно значительно сокращать объемы потребления продукции нефтеперерабатывающей промышленности и улучшать экологическое состояние. Постепенная замена автомобилей электромобилями в больших городах и промышленных регионах с большой плотностью населения, становится неизбежной. По оценкам агентства Bloomberg в 2025 году доля электромобилей на рынке составит 10-15%, а в 2030 году достигнет 35-40%.
В общем, в мире расходы на развитие электромобилей в течение 2008-2014 годов составили более +14300000000. Долларов США. Без учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию технологий электромобилей, расходы составили около 7 млрд. Долларов США, из которых фискальные стимулы составили около 5 млрд. Долларов США.
В Верховной Раде прошлого созыва уже были зарегистрированы соответствующие законопроекты по поддержке именно производства электромобилей. К сожалению, пакет законов по электрокарам изначально попал под выборочную немилость парламентариев предыдущего созыва и уже более года хоть и предлагался висимразив в повестку дня сессий Верховной Рады, но реального рассмотрения и внедрения в жизнь так и не получил. Зато ввоз готовых электрокаров получило неожиданно горячую поддержку. Таким образом продажа готовых машин оказался в приоритете украинских законодателей, а развитие собственной промышленности, создание новых рабочих мест так и остались за бортом.
Несмотря на такие данные и мировые тенденции, очевидно, что Украина не может стоять в стороне от мировых процессов, поэтому участники рабочей группы решили действовать и перешли к конкретным предложениям и шагов на законодательном уровне, а именно:
Обсудили определения в законодательстве Украины, которые сейчас отсутствуют - электромобиль, электромобиль грузовой, электробус, електрозарядна станция.
Рассмотрели проекты законодательных актов по поддержке производства электромобилей и зарядных устройств о внесении изменений в Таможенный и Налоговый кодекс Украины для предоставления стимулов для производства и эксплуатации электротранспорта в Украине.
Внесли предложения по электромобильной стратегии в части производства, а именно:
- создать условия для повышения спроса на муниципальный электрический транспорт (электробусы, электро грузовики) в крупных городах Украины путем введения норм (квот) на использование 50% электротранспорта коммунальными предприятиями местных органов власти и внутренне городских перевозок;
- обеспечить благоприятные условия (стимулы - налоговые, финансовые) для улучшения инвестиционного климата и поощрения инвесторов в данной области.
Несмотря на то, что в Украине есть производственные мощности по производству атотранспорта, компонентов и комплектующих для автомобилей кроме того, имеющиеся высококвалифицированные кадры, все эти факторы обусловливают возможности для использования Украины в качестве лоу-кост производственной площадки для электротранспорта. Учитывая, что мощности для полного цикла производства автобусов, грузовых авто и велико узловой сборки легковых автомобилей используются лишь на 10% из 100 возможных, правительства и парламента Украины было бы уместно скорее принять меры по улучшению ситуации в области промышленности и инвестиционной привлекательности страны в целом. Ведь производство электротранспорта в Украине - это возможность для украинцев дешево приобрести самое новое, а не бывшее в использовании электрическое авто будущего, а также возможность создавать рабочие места и возможности включения в цепи добавленной стоимости мировых авто производителей.
Надеемся на конструктивный диалог с властью по поводу разработки электромобильной стратегии и скорейшего законодательного урегулирования инвестиционной привлекательности отрасли. Новому составу Верховной Рады Украины выпала возможность войти в историю страны как прогрессивным и современным законодателям, приняв эти законы, ведь на сегодня мы все еще находимся в стартовой полосой прогресса, в то время как ведущие страны уже давно двинулись вперед.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее