Проблема автомобилей в иностранной регистрации зависла в воздухе
Проблема автомобилей в иностранной регистрации зависла в воздухе

Проблема с автомобилями на иностранном регистрации все еще остается в «подвешенном» состоянии. И хуже всего в текущей ситуации - это возникновение систем двойных стандартов, которые не имеют права на существование. Мы выступаем за идею дешевых автомобилей для Украины, но не можем не отметить, что такие условия должны быть равными для всех украинских граждан. Правила игры, в данном случае - законодательство, должно быть одинаковым для всех.

Урегулирование ввоза автомобилей с иностранной регистрацией - это проблема не только участников рынка, но также вопрос безопасности на дорогах. К сожалению, в Украине количество автомобильных аварий продолжает расти. В среднем каждые 3-4 минуты происходит ДТП. При таких условиях важно, чтобы за рулем авто всегда были люди, у которых отсутствует возможность «просто бросить авто и убежать в случае ДТП», ведь этим часто злоупотребляют водители автомобилей с иностранными номерами. Сегодня же имеем неутешительную статистику. По данным Национальной полиции, в Украине в 2017 году было совершено почти 8 тыс. ДТП с участием автомобилей на иностранных номерах. При этом только в сентябре такие автомобили попали в ДТП 852 раза, в результате чего погибли 25 человек.

Помимо роста аварийности на дорогах, массовый ввоз старых автомобилей грозит экологической ситуации страны из за большого количества вредных выбросов.

За возможность ввезти дешевое, но старое авто, которое не соответствует действующим экологическим стандартам, украинские граждане платят слишком высокую цену. По данным отчета Всемирной организации здравоохранения от 2016 года, Украина занимает первое место среди стран Европы по уровню смертности от загрязнения воздуха на 100 тыс. населения. Другими словами, 17% смертности в Украине (а это 54 тыс. украинских граждан) связано с загрязненным воздухом. И при таких условиях фраза «проблема зависла в воздухе» приобретает буквальное значение.

Мы же продолжаем обострять ситуацию либерализацией ввоза старых автомобилей. В Украине пока и так наблюдается катастрофическое старение автопарка - по состоянию на текущий год средний возраст автомобиля составляет около 19,6 лет. Это худший показатель в Европе. Поэтому, декларируя лозунг «Хотим, как в Европе», надо помнить, что это не только возможность приобрести автомобиль по доступной цене, но и ряд обязательств. В частности, касающихся уменьшению выбросов автомобилями в атмосферу вредных веществ, чему не способствует массовый ввоз старых автомобилей, не соответствующих европейским экологическим стандартам.

Упомянутый лозунг «Хотим, как в Европе» регулярно звучит от поборников нерастаможенного ввоза автомобилей. Однако многие забывают, что эксплуатация автомобиля в развитых странах Европы - удовольствие не из дешевых, ведь предусматривает ряд дополнительных платежей.

С учетом обязательной страховки, налогов (налог на владение автомобилем, экологический налог на величину выбросов СО2), техосмотра, топлива, парковки, дорожных сборов, регулярного сервиса, замены шин и других факторов общая стоимость пользования авто в Европе выливается в несколько тысяч евро в год. Для примера - согласно результатам исследования LeasePlan, стоимость владения собственным авто в Германии составляет около 470 евро в месяц.

Чем старше становится автомобиль, тем больше растут расходы на его содержание. Таким образом, в странах ЕС эксплуатация старого авто невыгодна. И когда достигается точка невозврата, когда удерживать авто становится дороже, чем купить новый, - тогда авто попадает в круг интересов польско-литовского бизнеса. В начале лета литовская таможня проверила около 1,3 тыс. бывших в употреблении автомобилей, и, по предварительным данным, 11% признаны отходами. Это означает, что такие импортированные в Литву автомобили должны быть уничтожены или утилизированы как отходы. Вместо этого они могут попасть на улицы нашей страны.

Обращаясь к законодательству, отметим, что украинцы имеют право на транзит сроком в 5 или 10 дней, а иностранцы - на временный ввоз сроком до 1 года. Сторонники нерастаможенного ввоза автомобилей считают это дискриминацией и требуют автомобили, как в Европе. Впрочем, в Европе также при ввозе автомобиля с иностранной регистрацией сроком более чем на полгода лицо обязано поставить ТС на регистрацию и оплатить все налоги. Поэтому лозунг «Жить, как в Европе» нужно не декларировать, а выполнять.

С 1 августа 2016 вступил в силу закон №1389-VIII о многократном снижении акцизов на подержанные иномарки. За три квартала 2017 по этому закону было завезено 38,7 тыс. легковых автомобилей, что в 5,7 раз больше, чем в прошлом году. Таким образом, либерализация легального ввоза б/у автомобиля уже состоялась, и она эффективно работает, открывая достаточно возможностей, чтобы, заплатив минимальное количество налогов, легально ввезти автомобиль и быть официальным его владельцем, а не находить новые лазейки в законодательстве.

Чем дольше оттягивается решение проблемы, тем больше негативных последствий она может иметь. Необходимо ввести условия, когда приобрести авто легально станет выгоднее, чем нелегально. Это могут быть как стимулы для легального бизнеса, так и препятствия для нарушителей. Государство не должно заигрывать с теми, кто создает условия для узаконивания нарушений. Наоборот, она должна стимулировать тех, кто выполняет эти правила. В противном случае смысла их соблюдать не будет.

 

Эфир 5 канала с участием советника Председателя Федерации работодателей автомобильной отрасли Елены Чепижко по проблеме автомобилей в иностранной регистрации можно увидеть по ссылке.

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее