Федерация работодателей автомобильной отрасли всячески поддерживает поэтапное ограничение ввоза и первую регистрацию в Украине транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (далее - ДВС), предложенная Министерством инфраструктуры в виде проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украина и проведения первой государственной регистрации транспортных средств ».
Законопроектом предполагается ввести поэтапный запрет ввоза и первую государственную регистрацию в Украине автомобилей с ДВС, в том числе и производимых в Украине. Предлагается запрет:
Федерация работодателей автомобильной отрасли поддерживает такой амбициозный и прогрессивный шаг. Эта инициатива является важным сигналом того, что Украина движется в фарватере европейских тенденций и даже опережает их.
В частности, 14 июля 2021 Европейская Комиссия представила пакет предложений по сокращению вредных выбросов в атмосферу в рамках European Green Deal. В частности, представлены предложения предусматривают, чтобы средние выбросы новых автомобилей снизились на 55% с 2030 года и на 100% с 2035 по сравнению с уровнями 2021 года. В результате все новые автомобили, зарегистрированные с 2035 будут без выбросов.
Таким образом, инициатива Министерства инфраструктуры показывает желание Украины двигаться в этом направлении и готовность занимать позицию лидирующих стран, а не догоняющих. Такие решения особенно актуальны с учетом критического состояния автопарка Украины. Средний возраст парка легковых автомобилей в Украине составляет уже 22,7 года. Это в два раза больше, чем в ЕС (11,5 лет), и по этому показателю Украина занимает второе место в мире после Кубы.
Это не может не влиять на общую экологическую ситуацию в стране. В результате сейчас три города входят в ТОП-25 самых загрязненных городов Европы - это Днепр, Киев и Одесса. Страна занимает 5 место в Европе по показателю смертности на 100 тыс. человек от загрязненности воздуха. А макроэкономические потери от загрязнения окружающей среды автотранспортом в Украине оценивают в эквиваленте 2,5млрд евро ежегодно.
Бесспорно, для эффективной имплементации предложенного законопроекта важно учитывать также готовность рынка Украины и соответствующей инфраструктуры к таким изменениям.
По состоянию на 1 января 2021 в Украине парк электромобилей составляет 23 700, что на 40% больше по сравнению с 2019 годом, но это только около 0,3% от общего парка легковых автомобилей. Доля продаж новых электромобилей сейчас на уровне 0,1%, применяемых - около 1,5%.
Такие показатели сигнализируют, что украинский рынок может оказаться не готовым к таким преобразованиям так быстро, ведь не будет возможности компенсировать не электромобильную часть парка.
И вместе с тем, Украина рискует столкнуться с волной импортируемых применяемых электромобилей. В частности, в Польше 12 июля началась программа субсидирования покупки электромобиля. В случае приобретения авто с нулевым выбросом углекислого газа субсидия для частных лиц составит 18 750 злотых (более 130 000 гривен). Такие автомобили могут появиться и в Украине, что означает потенциальную проблему с утилизацией аккумуляторных батарей, ведь этот вопрос остается критическим для Украины.
Таким образом, для развития экологического транспорта в Украине считаем необходимым применить комплексный и системный подход, обеспечив доступность электромобилей для потребителя и соответствующей инфраструктуры. Важно, чтобы кроме предложенных законопроектом решений действовали и другие стимулы - по развитию электромобильной инфраструктуры со стимулами для производителей и операторов зарядных станций, преференции для приобретения и использования электромобилей, в том числе финансовые, и тому подобное.
Такие шаги, в частности, учтены в Стратегии развития автомобильной отрасли в Украине, разработанной при участии Федерации работодателей автомобильной отрасли в сотрудничестве с представителями органов власти и участниками автомобильной отрасли по поручению Президента Украины по итогам визита на завод «Еврокар». И при создании системных условий для перехода на электромобили, Украина может стать лидером в этом процессе, при этом не только как потребитель, но и как производитель экологического транспорта для европейского рынка.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее