Позиция Федерации работодателей автомобильной отрасли по поэтапному ограничению ввоза и первую регистрацию в Украине транспортных средств с ДВС
Позиция Федерации работодателей автомобильной отрасли по поэтапному ограничению ввоза и первую регистрацию в Украине транспортных средств с ДВС

Федерация работодателей автомобильной отрасли всячески поддерживает поэтапное ограничение ввоза и первую регистрацию в Украине транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (далее - ДВС), предложенная Министерством инфраструктуры в виде проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украина и проведения первой государственной регистрации транспортных средств ».

Законопроектом предполагается ввести поэтапный запрет ввоза и первую государственную регистрацию в Украине автомобилей с ДВС, в том числе и производимых в Украине. Предлагается запрет:

  • с 01.01.2027 употреблении автомобилей с дизельными двигателями внутреннего сгорания;
  • с 01.01.2030 новых автомобилей с дизельными двигателями внутреннего сгорания, а также применяемых и новых автомобилей с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

Федерация работодателей автомобильной отрасли поддерживает такой амбициозный и прогрессивный шаг. Эта инициатива является важным сигналом того, что Украина движется в фарватере европейских тенденций и даже опережает их.

В частности, 14 июля 2021 Европейская Комиссия представила пакет предложений по сокращению вредных выбросов в атмосферу в рамках European Green Deal. В частности, представлены предложения предусматривают, чтобы средние выбросы новых автомобилей снизились на 55% с 2030 года и на 100% с 2035 по сравнению с уровнями 2021 года. В результате все новые автомобили, зарегистрированные с 2035 будут без выбросов.

Таким образом, инициатива Министерства инфраструктуры показывает желание Украины двигаться в этом направлении и готовность занимать позицию лидирующих стран, а не догоняющих. Такие решения особенно актуальны с учетом критического состояния автопарка Украины. Средний возраст парка легковых автомобилей в Украине составляет уже 22,7 года. Это в два раза больше, чем в ЕС (11,5 лет), и по этому показателю Украина занимает второе место в мире после Кубы.

Это не может не влиять на общую экологическую ситуацию в стране. В результате сейчас три города входят в ТОП-25 самых загрязненных городов Европы - это Днепр, Киев и Одесса. Страна занимает 5 место в Европе по показателю смертности на 100 тыс. человек от загрязненности воздуха. А макроэкономические потери от загрязнения окружающей среды автотранспортом в Украине оценивают в эквиваленте 2,5млрд евро ежегодно.

Бесспорно, для эффективной имплементации предложенного законопроекта важно учитывать также готовность рынка Украины и соответствующей инфраструктуры к таким изменениям.

По состоянию на 1 января 2021 в Украине парк электромобилей составляет 23 700, что на 40% больше по сравнению с 2019 годом, но это только около 0,3% от общего парка легковых автомобилей. Доля продаж новых электромобилей сейчас на уровне 0,1%, применяемых - около 1,5%.

Такие показатели сигнализируют, что украинский рынок может оказаться не готовым к таким преобразованиям так быстро, ведь не будет возможности компенсировать не электромобильную часть парка.

И вместе с тем, Украина рискует столкнуться с волной импортируемых применяемых электромобилей. В частности, в Польше 12 июля началась программа субсидирования покупки электромобиля. В случае приобретения авто с нулевым выбросом углекислого газа субсидия для частных лиц составит 18 750 злотых (более 130 000 гривен). Такие автомобили могут появиться и в Украине, что означает потенциальную проблему с утилизацией аккумуляторных батарей, ведь этот вопрос остается критическим для Украины.

Таким образом, для развития экологического транспорта в Украине считаем необходимым применить комплексный и системный подход, обеспечив доступность электромобилей для потребителя и соответствующей инфраструктуры. Важно, чтобы кроме предложенных законопроектом решений действовали и другие стимулы - по развитию электромобильной инфраструктуры со стимулами для производителей и операторов зарядных станций, преференции для приобретения и использования электромобилей, в том числе финансовые, и тому подобное.

Такие шаги, в частности, учтены в Стратегии развития автомобильной отрасли в Украине, разработанной при участии Федерации работодателей автомобильной отрасли в сотрудничестве с представителями органов власти и участниками автомобильной отрасли по поручению Президента Украины по итогам визита на завод «Еврокар». И при создании системных условий для перехода на электромобили, Украина может стать лидером в этом процессе, при этом не только как потребитель, но и как производитель экологического транспорта для европейского рынка.

Автор: Пресс-служба ФАУ
REVIEW №81 (28.07.2021) Транспорт и экология: давайте жить дружно
REVIEW №81 (28.07.2021)

Транспорт и экология: давайте жить дружно

Смотреть далее