Круглый стол "Производство легковых автомобилей в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли"
Круглый стол "Производство легковых автомобилей в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли"

11 апреля при содействии Украинского Союза промышленников и предпринимателей Украины (УСПП) и при поддержке Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины (ФРА) и Ассоциации «Укравтопром» состоялся круглый стол на тему «Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли».

В мероприятии приняли участие руководство и представители ФРА, УСПП, отраслевых ассоциаций и ведущих предприятий-производителей, представители исполнительной власти, депутаты Верховной Рады Украины и представители научно-экспертных учреждений.

Прежде всего в ходе мероприятия участники диагностировали состояние автомобильной отрасли в Украине. В 2017 году количество продаж новых авто составила 80,3 тыс. единиц. Это в 7 раз меньше, чем в 2008 году. Значительно сократились и объемы производства. Для сравнения - в 2008 году украинские заводы произвели более 400 тыс. авто. А в прошлом году - только 7,3 тыс. единиц, что, с учетом существующих производственных мощностей и потенциала - капля в море. И если в 2008 году автомобильная промышленность формировала 4% ВВП и принесла 900 млн. долларов налоговых поступлений, то сейчас этого нет. 

Вместе с тем, украинцы продолжают импортировать легковые автомобили. В 2017 году в страну было ввезено автомобилей на сумму 2077 млн. долл. США. Это четвертая по объему товарная позиция, которая формирует негативный торговый баланс страны, и этот ресурс направляется на финансирование автопромов других стран. 

Таким образом, украинская автомобильная отрасль переживает затяжной стагнации. При этом Украина переживает не просто кризис, а кризис системного государственного управления. И важной предпосылкой для начала восстановления отрасли является принятие четкой взвешенной государственной стратегии с конкретным алгоритмом действий и ответственными за ее выполнение.

Но что немаловажно - потенциал для возрождения конкурентоспособного национального автомобилестроения все еще есть. И он может быть реализован путем привлечения мировых автоконцернов к производству автомобилей и автокомплектующих в Украине, используя их мотивацию к  снижению производственных затрат и наличие преференциального доступа к рынку стран Евросоюза.

Перспективным в этом направлении является создание условий для производства электромобилей и аккумуляторных батарей. Глава Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин отметил, что сегодня вся мировая традиционная автомобильная промышленность находится перед глобальным вызовом со стороны индустрии электромобилей. Мировые производители нуждаются в расширении производственных мощностей для выпуска электрического транспорта и ищут новые производственные площадки, а инвестиции в выпуск электромобилей уже сейчас исчисляются сотнями миллиардов долларов. «Сколько из этих средств может быть «припарковано» в Украине, с созданием рабочих мест - вопрос к правительству, и ответ на него зависит от ответа на вопрос, сколько из этой потенциальной суммы хочет получить Украина», - очертил перспективы Олег Боярин.

Таким образом, у Украины есть шанс быть не аутсайдером, а стать одним из лидеров электромобильного движения, если приложить максимум усилий и создать соответствующие условия. И определение первоочередных шагов, необходимых для возрождения украинской автомобильной отрасли, стало центральной темой обсуждения на круглом столе.

В частности, важной предпосылкой для развития отрасли и активного привлечения инвесторов в страну является внедрение налоговых стимулов для участников индустриальных парков и принятия законопроектов, стимулирующих развитие электрического транспорта в Украине. Много внимания было уделено также вопросу образования, которій предусматривает подготовку кадров для промышленного производства и автомобилестроительной отрасли.

Кроме того, существенно препятствует развитию авторынка до сих пор не урегулированный вопрос с автомобилями на иностранных номерах. По предварительным подсчетам AUTO-Consulting, потери бюджета в результате легализации б/у автомобилей и массового ввоза автомобилей на иностранных номерах составили более 19 млрд долларов. И затягивание решения этого острого социального и экономического вопроса - это бомба с часовым механизмом, которая наносит удар как на рынок новых и б/у автомобилей, так и на пополнение бюджета налоговыми отчислениями, не говоря уже об ухудшении экологии за счет ввоза автомобилей, не соответствующих существующим экологическим нормам, и нарастание социальной напряженности.

По итогам обсуждения вызовов, рисков и проблем развития существующего потенциала автомобильной отрасли участники мероприятия выделили ряд первоочередных задач и заключили официальную резолюцию со следующими предложениями к:

Верховной Раде Украины:

1. В первом полугодии 2018:

  • обеспечить внедрение фискальных и таможенных стимулов для участников индустриальных парков путем принятия в первом полугодии 2018 законопроектов №2554-д и 2555-д;
  • инициировать принятие пакета стимулов для развития украинской промышленности, в т.ч. автопроизводства (на базе законопроекта №8145 от 16.03.2018);
  • законодательно обеспечить проведение закупки за государственные средства автомобильной техники исключительно отечественного производства;
  • отменить акцизный налог на кузова для промышленной сборки легковых автомобилей;
  • принять проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине 8160 от 19.03.2018 и проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине, №8159 от 19.03.2018 г .;
  • урегулировать ситуацию с бесконтрольным и нелегальным ввозом автомобилей на иностранной регистрации в Украине.

2. К концу 2018 разработать и принять:

  • Закон «О стимулировании производства экологического транспорта и его составляющих в Украине»;
  • Закон «О поддержке отечественного автомобилестроения путем создания автомобильного кластера».

Кабинету Министров Украины:

1. К концу первого полугодия 2018 разработать и принять:

  • концепцию развития автомобильной промышленности;
  • социально-экономическую программу предотвращения трудовой миграции населения за границу;
  • программу восстановления в Украине профессионально-технического образования, в которой предусмотреть подготовку кадров для промышленного производства и автомобилестроительной отрасли. Скоординировать эту программу с ожидаемой предложением рабочих мест.

2. Начать работу Экспортно-кредитного агентства в текущем году, как это определено в планах правительства. Предусмотреть в государственном бюджете Украины на 2019 увеличение расходов на формирование уставного капитала Экспортно-кредитного агентства и его финансирования.

3. Разработать и реализовать механизмы по компенсации инвестору средств за создание инфраструктуры (энерго- и водоснабжения, подъездные дороги и т.д.).

4. С целью загрузки мощностей действующих предприятий принять проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок определения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины для использования в промышленном производстве моторных транспортных средств».

5. Срочно начать переговоры с Еврокомиссией по досрочной либерализации импортных пошлин ЕС на автомобили, произведенные в Украине.

Федерация работодателей автомобильной отрасли выражает особую обеспокоенность по поводу ситуации в национальном автопроме и призывает представителей органов власти к конструктивному диалогу на внедрение первоочередных шагов с целью преодоления кризисной ситуации в отрасли. Представители отрасли уверены, что без антикризисных шагов украинская автомобильная промышленность обречена на гибель, поэтому необходимо имплементировать план неотложных действий чтобы возродить украинский автопром и сохранить Украину в списке высокотехнологичных стран с сильным потенциалом развития.

 

 

Автор: Пресс-служба ФРА
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее