11 апреля при содействии Украинского Союза промышленников и предпринимателей Украины (УСПП) и при поддержке Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины (ФРА) и Ассоциации «Укравтопром» состоялся круглый стол на тему «Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли».
В мероприятии приняли участие руководство и представители ФРА, УСПП, отраслевых ассоциаций и ведущих предприятий-производителей, представители исполнительной власти, депутаты Верховной Рады Украины и представители научно-экспертных учреждений.
Прежде всего в ходе мероприятия участники диагностировали состояние автомобильной отрасли в Украине. В 2017 году количество продаж новых авто составила 80,3 тыс. единиц. Это в 7 раз меньше, чем в 2008 году. Значительно сократились и объемы производства. Для сравнения - в 2008 году украинские заводы произвели более 400 тыс. авто. А в прошлом году - только 7,3 тыс. единиц, что, с учетом существующих производственных мощностей и потенциала - капля в море. И если в 2008 году автомобильная промышленность формировала 4% ВВП и принесла 900 млн. долларов налоговых поступлений, то сейчас этого нет.
Вместе с тем, украинцы продолжают импортировать легковые автомобили. В 2017 году в страну было ввезено автомобилей на сумму 2077 млн. долл. США. Это четвертая по объему товарная позиция, которая формирует негативный торговый баланс страны, и этот ресурс направляется на финансирование автопромов других стран.
Таким образом, украинская автомобильная отрасль переживает затяжной стагнации. При этом Украина переживает не просто кризис, а кризис системного государственного управления. И важной предпосылкой для начала восстановления отрасли является принятие четкой взвешенной государственной стратегии с конкретным алгоритмом действий и ответственными за ее выполнение.
Но что немаловажно - потенциал для возрождения конкурентоспособного национального автомобилестроения все еще есть. И он может быть реализован путем привлечения мировых автоконцернов к производству автомобилей и автокомплектующих в Украине, используя их мотивацию к снижению производственных затрат и наличие преференциального доступа к рынку стран Евросоюза.
Перспективным в этом направлении является создание условий для производства электромобилей и аккумуляторных батарей. Глава Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин отметил, что сегодня вся мировая традиционная автомобильная промышленность находится перед глобальным вызовом со стороны индустрии электромобилей. Мировые производители нуждаются в расширении производственных мощностей для выпуска электрического транспорта и ищут новые производственные площадки, а инвестиции в выпуск электромобилей уже сейчас исчисляются сотнями миллиардов долларов. «Сколько из этих средств может быть «припарковано» в Украине, с созданием рабочих мест - вопрос к правительству, и ответ на него зависит от ответа на вопрос, сколько из этой потенциальной суммы хочет получить Украина», - очертил перспективы Олег Боярин.
Таким образом, у Украины есть шанс быть не аутсайдером, а стать одним из лидеров электромобильного движения, если приложить максимум усилий и создать соответствующие условия. И определение первоочередных шагов, необходимых для возрождения украинской автомобильной отрасли, стало центральной темой обсуждения на круглом столе.
В частности, важной предпосылкой для развития отрасли и активного привлечения инвесторов в страну является внедрение налоговых стимулов для участников индустриальных парков и принятия законопроектов, стимулирующих развитие электрического транспорта в Украине. Много внимания было уделено также вопросу образования, которій предусматривает подготовку кадров для промышленного производства и автомобилестроительной отрасли.
Кроме того, существенно препятствует развитию авторынка до сих пор не урегулированный вопрос с автомобилями на иностранных номерах. По предварительным подсчетам AUTO-Consulting, потери бюджета в результате легализации б/у автомобилей и массового ввоза автомобилей на иностранных номерах составили более 19 млрд долларов. И затягивание решения этого острого социального и экономического вопроса - это бомба с часовым механизмом, которая наносит удар как на рынок новых и б/у автомобилей, так и на пополнение бюджета налоговыми отчислениями, не говоря уже об ухудшении экологии за счет ввоза автомобилей, не соответствующих существующим экологическим нормам, и нарастание социальной напряженности.
По итогам обсуждения вызовов, рисков и проблем развития существующего потенциала автомобильной отрасли участники мероприятия выделили ряд первоочередных задач и заключили официальную резолюцию со следующими предложениями к:
Верховной Раде Украины:
1. В первом полугодии 2018:
2. К концу 2018 разработать и принять:
Кабинету Министров Украины:
1. К концу первого полугодия 2018 разработать и принять:
2. Начать работу Экспортно-кредитного агентства в текущем году, как это определено в планах правительства. Предусмотреть в государственном бюджете Украины на 2019 увеличение расходов на формирование уставного капитала Экспортно-кредитного агентства и его финансирования.
3. Разработать и реализовать механизмы по компенсации инвестору средств за создание инфраструктуры (энерго- и водоснабжения, подъездные дороги и т.д.).
4. С целью загрузки мощностей действующих предприятий принять проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок определения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины для использования в промышленном производстве моторных транспортных средств».
5. Срочно начать переговоры с Еврокомиссией по досрочной либерализации импортных пошлин ЕС на автомобили, произведенные в Украине.
Федерация работодателей автомобильной отрасли выражает особую обеспокоенность по поводу ситуации в национальном автопроме и призывает представителей органов власти к конструктивному диалогу на внедрение первоочередных шагов с целью преодоления кризисной ситуации в отрасли. Представители отрасли уверены, что без антикризисных шагов украинская автомобильная промышленность обречена на гибель, поэтому необходимо имплементировать план неотложных действий чтобы возродить украинский автопром и сохранить Украину в списке высокотехнологичных стран с сильным потенциалом развития.
Вадима Ігнатова можна назвати адептом електромобільності, який відстоював еколог... Читать далее
Продажі електромобілів зростуть втричі до 2025 року. Але цього все ще недостатнь... Читать далее
Мировой автопром лихорадит уже второй год подряд. Сначала из-за Пандемия Covid-1... Читать далее