Инициатив становится больше. Но приближает ли это удешевление электрических авто? Рассматриваем сразу 4 законопроекта, зарегистрированных в Верховной Раде.
Электромобили входят в тренд. Если не на авторынке, то в Верховной Раде точно: к двум недавно изученным нами законопроектам добавились еще два. На первый взгляд – это неплохо: чем больше идей - тем больше шансов на их воплощение. Но, до оценки шансов лучше разобраться со всеми недавно зарегистрированными проектами (которых, напомним, уже четыре). И наглядно сравним, что в каждом из них предлагается и на что могут рассчитывать как существующие, так и будущие владельцы электромобилей.
«Тройка» документов с номером 7156. Они считаются альтернативными вариантами, но тот, что с индексом «1», несет лишь малую часть от базового документа: в его пунктах — предложение убрать акциз на импорт электрических автомобилей (ЭА), который составляет фиксированную ставку в 109 евро. А еще в нем предусмотрен некий механизм компенсации НДС. Правда, только для юридических лиц и только в качестве налогового кредита, плюс в размере суммы средств, потраченных на приобретение зарядных станций к ЭА. Больше ничего.
Есть новый законопроект В проект с индексом «2» заложено немного больше, чем в альтернативный «1», и даже немножко больше, чем в «материнский» документ. Кроме временной отмены акциза и НДС на импорт ЭА и зарядных станций (ЗС) для них, включены несколько указаний для Кабмина. Если этот документ «выиграет» - владельцы ЭА получат в свое распоряжение не менее 5% от общего количества парко-мест в областных центрах, оборудованных ЗС (платными или бесплатными). Также на парковках, принадлежащих государству или находящихся в коммунальной собственности, водители ЭА не будут платить за стоянку до 1.01.2025 года. Кроме этого, имея электромобиль, вы получите возможность ездить на нем по полосам для общественного транспорта.
Документы с номерами 7156 и 7177 мы описывали ранее, поэтому они упоминаются только в сравнительной таблице. А еще – это не все существующие законопроекты на тему растаможки электромобилей и создания дополнительных условия для владельцев ЭА. Здесь лишь самые «свежие», зарегистрированные в ВР в текущем месяце. Кроме них на рассмотрении комитетов и других структур находится еще несколько документов со схожими предложениями. Мы не станем поводить опрос, «какой из описанных законопроектов вам нравится больше других?» - поскольку ответ очевиден. Победит тот, в котором предложено больше «вкусняшек» и на более длительный срок.
Но теперь стоит сказать о другом: следовать трендам – неплохо, пока это не начинает вредить. В сложившейся ситуации уже невозможно утверждать «чем больше инициатив – тем больше шансов». Монета падает другой стороной: чем больше схожих и «альтернативных» законопроектов, тем больше времени уйдет на их рассмотрение и прохождение через все предусмотренные регламентом инстанции. Что работает против идеи: так реальное введение преференций для электромобилей.
И все же, не следует терять надежды: поскольку все упомянутые документы касаются налогов, главным профильным комитетом для них является Комитет ВР по налоговой и таможенной политике. При котором создана рабочая группа, занимающаяся вопросами масштабного развития рынка электромобилей в Украине. Имея непосредственное отношение к этой рабочей группе, мы будем информировать читателей AUTO.RIA о том, как обстоят дела с «букетом» законодательных инициатив, и который из проектов в финальном варианте будет утвержден, то есть получит заветное резюме «рекомендовано принять за основу и в целом». А возможно, будет создан еще один, «гибридный» законопроект, в который будут включены пункты, получившие максимальную поддержку и минимальное сопротивление во время обсуждений.