Мобилизация автомобилей: к чему готовиться водителям?
Мобилизация автомобилей: к чему готовиться водителям?

Руководителям предприятий следует обратить внимание на то, что законодательством предусмотрена возможность временного и бесплатного изъятия транспортных средств для целей Вооруженных Сил Украины.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации" во время мобилизации может осуществляться так называемая военно-транспортная службу. Она заключается в возможности бесплатного изъятия для нужд ВСУ транспортных средств, принадлежащих предприятиям всех форм собственности, с последующим их возвратом после демобилизации. Как правило, в рамках военно-транспортной повинности изымается крупногабаритный, строительный и грузовой транспорт.

Таким образом, украинские предприятия могут столкнуться с необходимостью передачи собственного имущества для нужд армии без получения надлежащих гарантий и компенсаций.

Кто принимает решение об изъятии транспортного средства?

Потребность изъятия транспорта предприятий для военных нужд определяется в мобилизационном плане Украина - документе, который составляется Министерством обороны Украины на основании запросов всех военных комиссариатов страны (с указанием типов и марок таких транспортных средств). Информация, содержащаяся в мобилизационном плане, является государственной тайной, поэтому ознакомиться с ней в публичных источниках невозможно.
Согласно Положению о военно-транспортную обязанность после объявления мобилизации Мобилизационный план передается в местные государственные администрации (МДА), которые непосредственно принимают распоряжение об изъятии соответствующих транспортных средств в конкретных предприятий. И уже на основании этих предписаний военкоматы вручают руководителям предприятий наряды на изъятие транспортных средств.
На практике наибольшие проблемы возникают с подготовкой военкоматом соответствующих документов для изъятия транспортных средств. Например, наряд может быть не подписан военным комиссаром или не содержать печати военкомата. К тому же, наряд может быть оформлен без соответствующего распоряжения МДА об изъятии. В таких случаях, после демобилизации могут возникнуть проблемы с возвратом транспортного средства, переданного по таким документам.

Как правильно передать транспортное средство?

Следует обратить внимание, что в соответствии с Положением о военно-транспортную обязанность доставка и передача транспортных средств воинским частям осуществляется за счет самого предприятия. При этом, предприятие также обязано передать регистрационные документы на транспорт.
Изъятие транспортного средства подтверждается актом приема-передачи, в котором обязательно нужно указать сведения о владельце, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости имущества, а также другие данные, которые помогут идентифицировать транспорт. Кроме того, акт приема-передачи обязательно должен быть подписан не только владельцем транспортного средства, но и командиром (начальником) воинской части, которой она передается, и скреплен печатью воинской части.
Правильное составление акта приема-передачи позволит в случае повреждения транспортного средства, его уничтожение или в случае потери регистрационных документов определить его владельца и потребовать возмещения убытков. В противном случае, известны ситуации, когда транспорт был поврежден, а составлены акты приема-передачи не позволили их владельцу эффективно защитить свои права. Оптимальным выходом из этой ситуации для предприятия будет привлечение юридического советника, который поможет отразить все необходимые реквизиты акта приема-передачи и проконтролирует его оформления.
Не лишним при составлении акта приема-передачи будет также проведение независимой оценки транспортного средства. В таком случае, предприятие сможет быть уверенным, что стоимость его имущества не будет занижена.

Что важно знать?

Согласно статье 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации предусмотрена ответственность в виде штрафа, размер которого для руководителя предприятия варьируется от 510 грн. до 1700 грн., а в случае повторного нарушения - от 1700 грн. до 5100 грн.
На первый взгляд, такой размер штрафа кажется несущественным по сравнению с возможным размером ущерба в случае повреждения или потери транспортного средства. Однако военный комиссариат, помимо прочего, может обратиться в суд с требованием передать транспортное средство. В свою очередь, в случае удовлетворения исковых требований и вступления судебного решения в законную силу за уклонение от его исполнения предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет.
Кроме того, невыполнение требований государственных органов несет в себе репутационные риски для предприятия, так же как и риск осложнения отношений с местными органами власти в будущем.
Подводя итог, следует заметить, что передача транспортного средства в пользование ВСУ, так или иначе, приводит к определенным потерям со стороны бизнеса. Не исключена возможность причинения существенного вреда имуществу предприятия. В то же время, при принятии решения советуем взвесить все "за" и "против", оценить риски, но при этом не забывать о необходимости делать посильный вклад в защиту своей страны.

REVIEW №88 (20.03.2025) На низьких передачах. Підсумки 2024 року
REVIEW №88 (20.03.2025)

На низьких передачах. Підсумки 2024 року

Смотреть далее