Варшава, Познань и Краков - одни из крупнейших польских городов, которые планируют зоны только для чистого транспорта. Бесплатный въезд в них разрешат только электромобилям, а также тем, которые работают на водородной основе и на природном газе, сообщает газета Wyborcza.
Проект, принятый правительством, должен улучшить качество воздуха. Уже изнутри года создаються зоны чистого транспорта в городах. Свободный въезд будут иметь только автомобили с альтернативными видами топлива (электрические, водородные и на природном газе). Водители дизельных двигателей, автомобилей с бензиновыми двигателями (включая гибриды) заплатят за въезд в такую зону. Тарифустановитместнаявласть - смаксимальнойплатой 30 злотыхвдень. Деньгиполучатьмуниципальныйбюджет. За въезд без уплаты грозит штраф до 500 злотых.
Многие города намерены воспользоваться законом о зонах чистого транспорта, в частности, Варшава, где машины составляют более 60 процентов загрязнений воздуха. Власти города уже несколько лет назад требовали закон о создании зон, свободных от выбросов, введение платы за въезд в них и дифференциации цен за парковку. «До сих пор не было таких возможностей, установленных законом, но, например, Краковское Предместье открыто только для гибридных автомобилей и электромобилей, которые имеют карточки на въезд», - говорит Михал Ольшевский, вице-президент столици Польши.
«Нашей целью является успокоение движения в центре. В середине года мы начнем дискуссию о зонах чистого транспорта не только в центре, но и в других районах, особенно в исторических», - добавляет Ольшевский.
Как видно из опроса «Избирательной», ограничение движения в центрах многих городов имеет высокую общественную поддержку. «Мы воспользуемся каждой предложением, которое ограничит выбросы, - говорит Евгений Гриб с главной ратуши.
«Лучше бы ввели автоматическую систему, но это требует времени и денег», - объясняет профессор Артур Бадида из Варшавского Политехнического института. - Кроме того, в год местных выборов многие кандидаты не сделает с этой темой кампанию. Важнее было бы введение запретов на въезд для автомобилей, не соответствующих стандартам выбросов, но этого в законе нет.
«Зона чистого транспорта - это пешеходная и велосипедная зона, - отметил советник президента Слупська Дариуш Швед, - и такие решения мы должны поддерживать, а не создавать удобства для группы людей, которым по карману дорогие автомобили. Экология не для богатых, а для умных ».
Правительственный проект Сейм должен принять срочно, так как в противном случае Польши грозит дело в Люксембургском суде за несоблюдение законов ЕС о развитии инфраструктуры альтернативных видов топлива.
Например, в Лондоне в 2008 году зоной охвачено City и West End, за вхождение в ее пределы водители платили 5 фунтов стерлингов. Затем плату подняли вдвое, а ее границы расширены до 1,5 тыс.к квадратных, однако в городе до сих пор пробки. В 2017 году впервые за много лет было объявлено сообщения об очень высоком уровне загрязнения. Власти разных стран хотят ввести зону ULEZ (ultra low emission zone) - зону только для чистого транспорта для автомобилей, соответствующих стандарту выбросов.