Происхождение товаров Подводным камнем стали новые условия определения происхождении товара, предусмотренные соглашением о ЗСТ с ЕС. Чтобы получить преференции в рамках зоны свободной торговли, товар должен соответствовать требованиям "товара происхождением из Украины". Это значит, что он должен производиться либо из украинского сырья, либо из импортных материалов, которые прошли "достаточную переработку" в Украине. Есть
сложная система определения того, что является достаточной переработкой, а что не является. Если переработка признается достаточной, стоимость имортных материалов в конечной цене товара не должна превышать долю, предусмотренную соглашением о ЗСТ для конкретного товара.
Украинский автопром возлагал надежды на Зону свободной торговли с ЕС. За счет дешевой рабочей силы и удобной логистики производство автомобилей в Украине имеет очень конкурентные условия на европейском рынке.
"Никто не говорит, что мы бы выходили со своими автомобилями, ЗАЗы, Дэу, и так далее, но мы бы могли сделать здесь производственную площадку, как это сделала Словакия для Land Rover - мы вам все условия предоставим, приходите, стройте здесь, экспортируйте куда хотите", - рассказывает Елена Чепижко, ответственная за стратегическое развитие компании "Еврокар", которая занимается контрактной сборкой автомобилей Skoda.
Рабочая сила в Украине дешевле в четыре раза, чем в Германии, и в 2,5 раза в сравнении с Китаем, накладные расходы на газ и электричество ниже, при этом за 36 часов возможна доставка в любую точку Европы. Но есть одно "но".
"По автопрому у нас патовая ситуация. У нас должно быть локализации 60%. То есть, чтобы произвести автомобиль, у нас все должно быть местное: колеса, двигатель. Де факто мы не можем привезти какие-то шасси или кузов, которые мы не производим в Украине из-за границы, собрать, покрасить, только двигатель импортировать, потому что у нас будет превышение по external content (внешнее содержимое - Прим.ред.). А Корея, которая является очень сильным автомобильным игроком, имеет ставку по локализации 50%. То есть мы выторговали условия хуже. Есть положительный момент: действует режим аккумуляции. Если мы получаем из ЕС комплектующие, они частично могут быть зачтены в локальные. Они получают от нас, мы - от них, и это считается локальным компонентом. Там есть очень сложная формула расчета. В случае "Еврокара" это работает. Но допустим, мы хотим выиграть с точки зрения ценовой конкуренции, и решили импортировать какие-то комплектующие из Китая. Сейчас они делают адекватно стекло, жгуты. Но если мы это сделаем, то мы снижаем уровень локализации и не проходим по ЗСТ", - делится Чепижко.

Похожая ситуация сложилась с отечественным легпромом. До 90% экспорта украинского текстиля составляет так называемая давальческая переработка сырья. Украинские фабрики получают сырье от европейских брендов, назад отправляют готовую продукцию.
"Что нам надо, чтобы получить Euro 1 (сертификат для ЗСТ -
Прим.ред.)? Надо, чтобы сырье было европейского (или украинского -
Прим.ред.) происхождения. Но основные объемы переработки у нас идут сырье для среднего сегмента, то это получается made in China и Турция. В ЕС не так много такого текстиля - есть французские, бельгийские, итальянские - но это сегмент фешн и выше среднего. В объемах это занимает от 3 до 5% в доле давальческой переработки. Сертификат можно получить в том случае, если сырье не из стран ЕС не превышает 8%. Из-за этой небольшой доли предприятия не заинтересованы получать этот Euro 1", - рассказывает исполнительный директор "Укрлегпром" Татьяна Изовит.
Экспорт и импорт в этой отрасли по результатам прошлого года упал почти на 30%.
"Говорили, что все будет упрощено, а получилась несостыковка и усугубление, утяжеление отношений вместо того, чтобы мы стали более открыты и ЕС мог больше использовать наши возможности для размещения заказов", - добавляет Изовит.