Олег Боярин: «Неконтролируемый импорт автохлама фактически уничтожил рынок новых автомобилей»
Олег Боярин: «Неконтролируемый импорт автохлама фактически уничтожил рынок новых автомобилей»

Заместитель Председателя Наблюдательного совета «Еврокар», Глава Федерации автопрома Украины и инициатор создания Закарпатской автокластерной инициативы в Украине Олег Петрович Боярин дал интервью об итогах 2019 года и прогнозах на будущее.

Олег Боярин: «Авторынок все еще жив. Но не благодаря, а вопреки»

Как вы оцениваете результаты украинского авторынка за прошлый год?

Описать сложившуюся ситуацию можно одной фразой: «Всё еще живы». Причем – не благодаря, а вопреки. Как можно говорить о ведении цивилизованного автомобильного бизнеса в стране, где контрабандные схемы получают законодательные послабления, а импорт старых автомобилей находится в лучших условиях по сравнению с рынком новых автомобилей?

Снижение ставок акцизного налога, введение льготного режима и продление периода растаможки, отмена требований по соответствию экологических норм для импортируемых автомобилей, бывших в употреблении – такая политика откровенной поддержки б/у автомобилей не могла не изменить структуру первичного рынка легковых автомобилей в Украине. На один проданный новый автомобиль приходится продажа четырех-пяти б/у авто. В таких условиях даже сохранение объемов продаж новых автомобилей – это уже достижение.

И такой вектор в направлении поддержки импорта старых автомобилей выглядит нелогичным и даже опасным в контексте состояния экологии в мире в целом и нашей страны в частности. Пока весь мир пересматривает экологическую политику и вводит новые требования к эко стандартам, разрабатывает новые технологии в направлении тотальной электрификации, Украина стремительно катится назад в прошлое. Украина возглавляет мировой антирейтинг по показателю смертности от загрязнения воздуха на 100 тыс. человек – такую статистику приводит Всемирная организация здравоохранения. И это неудивительно, учитывая огромное количество выбросов от старого автотранспорта, ведь средний возраст парка легковых автомобилей в Украине - 22,2 года. Для сравнения – это в два раза больше, чем в ЕС (11,1 лет). За последние годы Украина стала площадкой для ввоза по сути металлолома на колесах из Европы. Все эти имеющиеся факты провоцируют введение неотложных мероприятий по созданию экосистемы устойчивого транспорта и долгосрочной экологической стратегии.

Что в первую очередь нужно изменить в регуляторной среде, чтобы восстановить автопромышленность?

Ключевым моментом остаются фискальные факторы. Сегодня при ввозе и реализации новых автомобилей уплачивается пошлина, акциз, НДС, пенсионный сбор. Но пока производители и импортеры автомобилей, создавая рабочие места, платят работникам заработную плату, обеспечивают поступления в бюджет, существует другая категория «бизнеса», которая, пользуясь финансовыми затруднениями соотечественников, не платит ни одной гривны в виде налогов, поскольку нелегально ввозит в страну автохлам.

Есть целый набор инструментов для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций, развития промышленности. Инструменты, которые успешно действуют во всем мире. Это специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д. Но их существование бесполезно без таможенных и налоговых стимулов. В Украине зарегистрировано больше 40 индустриальных парков. Но сколько из них реально функционирует? Единицы. Потому что мало создавать на бумаге. Надо, чтобы эти инструменты работали. Невозможно строить успешный бизнес в неуспешной стране, где успех – это популистский лозунг, а не цель.

Фото: Олег Боярин на Третьем ежегодном украинском автомобильном форуме

Олег Боярин: «Мы живем в перевёрнутой парадигме»

Какие Ваши бизнес-планы на этот год?

Мы активно занимаемся развитием автомобильной кластерной инициативы в Закарпатье. Я убежден, что именно бизнес-сообщество обладает компетентностью для организации сложных программ и понимает, каким образом достигать поставленных целей. Но, к сожалению, мы живем в перевернутой парадигме. Бизнес и общество работает и обслуживает власть. Эту парадигму нужно изменить. Власть должна обслуживать интересы бизнеса и общества. Такое возможно только в одном случае: если мы консолидируемся. Если поймем, что никто, кроме нас самих, эту ситуацию не исправит. И что никто не построит нашу страну за нас.

Как раз с целью объединить усилия для изменения ситуации в автопроме мы инициировали создание автокластерной инициативы в Закарпатье. Это пример того, что консолидация может быть и должна быть. Мы хотим наглядно продемонстрировать, что Украина может развиваться по-другому. Уже сегодня здесь успешно работают около 30 предприятий в сфере автомобильной промышленности, а инвестиции, привлеченные в развитие автомобильной отрасли области, составляют больше половины инвестиций региона.

Нам известно, что Вы не ограничиваетесь только автомобильным направлением в вашей деятельности. Какие еще проекты у вас сейчас в центре внимания?

Сориентироваться в ситуации и всегда быть готовым сделать выбор – главная задача успешного предпринимателя. Нам интересно попробовать себя в разных сферах. Так, рискуя и пробуя, мы находим для себя главное дело на много лет вперед. В контексте глобальных изменений, которые переживает сейчас мировой автопром, мы делаем большую ставку на развитие IT.

На текущий момент перед вызовами и изменениями находится весь мир. Все понимают, что требования по выбросам в атмосферу ужесточаются с каждым годом, активно промышленность переходит на другие типы автомобильных транспортов. Активно развиваются самоуправляемые авто. Автопром, который был еще 10-15 лет назад, видоизменяется. В ближайшем будущем 50% в структуре автомобиля будут IT. Это возможность и для нас как для страны, если правительство начнет руководствоваться не только лозунгами, но и конкретными действиями.

В 2008 году доля автопрома в структуре ВВП была 4%, сейчас 0,01% - на уровне  статистической погрешности.

Формат зарождения новых технологий и решений дает потенциал и возможности, если мы сумеем вовремя перестроиться и занять свою нишу в этой части.

Кроме того, мы развиваем отдельный проект девелопмента и планируем быть в этом направлении лидером. Он сосредоточен на туристическом сегменте. Это проект строительства горнолыжного курорта «Полонина Руна», который мы начали развивать 15 лет назад. Фактически планируется возведение «с нуля» отдельного современного города на 336 отелей, пансионатов, коттеджей, хостелов общим количеством почти 20 тыс. мест. А также 58 ресторанов и пунктов быстрого питания общим количеством 26 тыс. посадочных мест. Его площадь составляет 100 тыс.кв.м, а протяженность дорог - 150 км.

Фото: Заместитель Председателя Наблюдательного совета «Еврокар» Олег Боярин

Ваши прогнозы на текущий год?

Мы ожидаем умеренный рост, но вряд ли стоит ожидать большого прорыва. По нашим осторожным прогнозам – рынок достигнет отметки в 100 тысяч автомобилей. Факт в том, что такие прогнозы делали многие автомобильные эксперты еще два года назад – на 2018 год. Но этого так и не случилось. Неконтролируемый импорт автохлама фактически уничтожил рынок новых автомобилей.

Но я не хочу выглядеть откровенным пессимистом. Есть и некоторые положительные моменты. В контексте мировых тенденций в части электрификации Украина также наращивает продажи электромобилей. Уже наблюдается позитивная тенденция увеличивать ежегодно количество электрокаров почти вдвое (а порой и втрое). В 2019 году, по данным МВД, рост рынка электромобилей составил 56%. Хотелось бы только изменения структуры рынка, ведь практически весь импорт на данный момент – это б/у автомобили. Обнадеживает, что эта отрасль получает поддержку на государственном уровне – это и снижение стоимости транспорта за счет освобождения от уплаты пошлины и НДС, и упрощение жизни для владельцев электромобилей за счет увеличения мест для парковки, оборудованных зарядками для электромобилей. Но если импорт готовых автомобилей и находится в фокусе внимания у властей, то развитие собственного производства такого вида транспорта в Украине остается за бортом. В Верховной Раде прошлого созыва уже были зарегистрированы законопроекты, направленные на поддержку именно производства электрического транспорта. К сожалению, этот пакет законов с самого начала попал в немилость парламентариев предыдущего созыва. И хотя и предлагался больше года в повестку дня сессий ВР восемь раз, но реального рассмотрения и тем более внедрения в жизнь так и не получил.

У Нового состава Верховной Рады Украины есть возможность сделать реальные шаги для улучшения жизни в Украине. Поэтому надеемся, что конструктивный диалог бизнеса, общественности и власти по поводу разработки электромобильной стратегии и скорейшего законодательного урегулирования отрасли, что принесет плодотворные результаты каждому жителю Украины.

Олег Петрович Боярин: биография

Родился 20 октября 1971 года.

Образование: диплом по специальности «Менеджмент организаций» Европейского университета (Киев, Украина).

Семья: женат, воспитывает 7 детей.

Карьера:

В 1996 году основал компанию «Автотрейдинг», которая позже была преобразована в ЧАО «Aтолл  Холдинг». Компания стала официальным дилером автомобилей ВАЗ, ГАЗ, KIA и Škoda в Украине.

В 2001 году основал ЗАО «Еврокар» (производство легковых автомобилей Volkswagen Group в Украине).

С 2005 года – Председатель Наблюдательного совета ЧАО «Еврокар». С 2019 года – заместитель Председателя Наблюдательного совета ЧАО «Еврокар».

С 2010 – Председатель Правления ЧАО «Атолл Холдинг» — управляющей компании Группы компаний «Атолл Холдинг», в состав которой входит 49 предприятий по 5 основным направлениям деятельности (автомобильное направление, Harley-Davidson, туризм и рекреация, девелопмент, IT-направление).

В 2011 году стал Членом Совета Федерации работодателей Украины. С 2016 года – заместитель Главы Федерации работодателей Украины.

В 2013 году возглавил Федерацию автопрома Украины.

Награды: в 2005 году Олег Боярин получил Орден «За заслуги» III степени за значительный личный вклад в социально-экономическое, научное и культурное развитие Украины, значительный вклад в трудовые достижения и активную гражданскую деятельность.

 

 

Автор: Прес-служба ФАУ
REVIEW №87 (15.03.2024) Заряженные на восстановление
REVIEW №87 (15.03.2024)

Заряженные на восстановление

Смотреть далее